Дай Ин
На этапе зарождения тайцзицюань имел прикладной характер. Однако с течением времени роль боевых элементов в этом виде кулачного искусства постепенно уменьшалась, и впоследствии многие стали рассматривать тайцзицюань как вид "мягкой" гимнастики, предназначенной для закаливания организма.
Сегодня, хотя тайцзицюань и сохраняет прежнее название, в нем уже трудно обнаружить элементы кулачного боя. Поэтому некоторые ошибочно разграничивают упражнения "толкающие руки" (туй шоу), как имеющие прикладной аспект, и стойки (цюань цзя), которые якобы обладают только оздоровительным эффектом. Но тогда как понимать фразу "Смена стоек и есть кулачный бой"? Дело заключается в том, что надо уметь в стойках тайцзицюань находить элементы кулачного боя, а это в свою очередь требует правильной отработки стоек. Успех не приходит сразу. Для того чтобы научиться правильно выполнять какой-либо комплекс упражнений, зачастую требуется длительный период постижения в десять, двадцать и даже более лет. Только за такой длительный период можно уяснить содержание этого вида китайской гимнастики. С другой стороны, даже в результате многолетних тренировок совсем не обязательно приходит свободное владение всем тем, что заложено в тайцзицюань.
Во время выполнения одиночных упражнений надо руководствоваться следующими основными принципами: "баланс между инь и ян", "раскрепощенность", "центральная устойчивость" и "проводимость". Только овладев этими принципами, можно постичь истинную суть тайцзицюань.
Сначала поговорим о инь и ян. Говоря в общем, те участки тела, которыми легко манипулировать, относятся к "стороне ян", а те участки, контроль над которыми затруднен, относятся к "стороне инь". В любом обычном движении всегда преобладает ян. В эпоху династии Мин жил некто Чжу Даньси, большой специалист в области медицины. В основе его взглядов лежала теория о том, что "ян всегда в избытке, инь постоянно не хватает". Речь идет именно об этом. Если не обращать внимания на инь, то по мере тренировки сила ян будет возрастать, слабость инь также увеличится, слабое станет еще слабее.
Во время занятий тайцзицюань умение определять "сторону инь" является очень важным вопросом. Несмотря на то что руки, ноги и все тело находятся в хорошем состоянии, необходимо найти слабые места и дать им полноценную нагрузку. В таком случае, хотя воздействие на "сторону ян" и будет пассивным, а "сторона инь" подвергнется активному воздействию, это будет означать ослабление "стороны ян".
Если же "сторону инь" оставить без внимания, то контроль над инь и ян будет потерян. После выполнения упражнений для "стороны инь" наступает баланс обеих "сторон" или состояние, когда "инь ровная, ян затаилась". "Стороны ян и инь", находясь в состоянии равновесия, будут одинаково реагировать на любые воздействия, а изменения в их соотношении могут быть вызваны произвольно. Отсутствие полноценной нагрузки на "сторону инь" всегда приводит к замедлению темпа, отставанию. Короче говоря, цель - добиться равновесия инь и ян, а взглядов на то, как этого добиться, существует множество. Я здесь лишь коснулся некоторых сторон этой проблемы.
"Раскрепощенность" является обязательным требованием для всех, кто занимается тайцзицюань. Как же овладеть "раскрепощенностью"? В ходе занятий можно наблюдать самые разнообразные подходы к выполнению упражнений: одни занимаются легко, другие прикладывают большую физическую силу, тело третьих напоминает лист железа. Все они стремятся быть "раскрепощенными", но достигают ли они этого? Что же такое, наконец, "раскрепощенность" на самом деле? "Раскрепощенность" не зависит от физического напряжения или расслабления той или иной части тела. Под "раскрепощенностью" мы понимаем "соединение в единое целое" всех суставов и мышц, которые, став "единым целым", характеризуются однородностью, а следовательно, "раскрепощаются". Но прежде всего, рассматриваемый здесь принцип означает "внутреннюю раскрепощенность", когда "душа спокойна" и нет ничего, о чем нельзя было бы забыть.
В ходе выработки "раскрепощенности" могут появиться два вида ошибок: "потеря раскрепощенности" и "ложная раскрепощенность", когда тело не поддается управлению. Если человек сталкивается с какой-нибудь проблемой, он инстинктивно напрягается. Для того чтобы в такой ситуации уметь оставаться "раскрепощенным", нужна длительная тренировка.
"Потерять раскрепощенность" очень просто, поскольку, достигнув этого состояния, человек перестанет заботиться о его сохранении в дальнейшем и, естественно, "теряет" его. Цель "раскрепощения" заключается в том, чтобы "распустить" тело, а не "свернуть" его. Процесс "раскрепощения" не имеет предела, он должен нарастать, а не ослабевать. "Свертывание" тела - это не "раскрепощение", а "напряжение" или частичное, а не полное "раскрепощение". "Раскрепощенность" - широкое понятие, не имеющее ничего общего с ошибочным пониманием этого состояния как простого расслабления в данный момент.
При "толкании руками" закрепощенные мышцы затрудняют овладение нужной техникой. Можно заметить, что с довольно большим трудом дается "раскрепощенность" людям, занимающимся тяжелой физической работой. Те же, чья работа не связана с физическим напряжением, например канцелярские работники, достигают этого состояния легко.
Когда автору было чуть более двадцати лет, он начинал каждый день с длительных поединков в спарринге со своим наставником, специально вырабатывая "раскрепощенность". Это продолжалось в течение десяти лет. Однако автор неизменно терпел неудачи. Не вытерпев, я спросил у наставника, не заняться ли мне какими-нибудь дополнительными упражнениями. Может быть, попробовать "стояние столбом" (чжань чжуан), а может быть, потренировать физическую силу? На это наставник ответил: "Нет. Продолжай работать над тем, над чем работал. Когда ты научишься "раскрепощаться", в тебе произойдут такие изменения, которые позволят рассчитаться с прошлыми неудачами".
Каковы критерии "раскрепощенности"? Зачастую многие, сохраняя состояние "раскрепощенности" при выполнении одиночных упражнений, стремятся приложить максимум физических усилий в "толкании руками". Критерием можно считать степень "раскрепощенности", достигнутую при выполнении одиночных упражнений. Во время "толкания руками" она должна оставаться на этом же уровне.
Что означает данный принцип для занимающихся тайцзицюань? Это означает, что четыре точки (2 плеча, 2 бедра) должны находиться на одной ровной плоскости. Это особенно важно во время отработки низких стоек, таких, как "ровное бедро" (пин куа), "стойка иероглифа чуань" (чуань цзы бу), когда одна нога вытягивается вперед, а центр тяжести должен оставаться на оставшейся сзади опорной ноге. При выполнении "стойки кошки" (мао бу), движений бедрами (куа бу) или подъема стопы нога должна перемещаться одновременно с телом. В противном случае произойдет отклонение бедра, и элемент будет выполнен неправильно. Естественно, во время выполнения движений встречаются переходные моменты, которые нельзя считать нарушением "устойчивости". Это неизбежно. И хотя в тайцзицюань центр тяжести, как правило, один, однако существует немало случаев, когда возникают как бы два центра тяжести. Ввиду "переходного" характера подобных движений этим можно пренебречь. "Удар хлыстом" (дань бянь), выполняемый в низкой стойке, ярко иллюстрирует эту проблему. Возникают ли здесь "два центра тяжести"? На наш взгляд, возникают. Однако эта "двойственность" лишь переход к движению (позе) с одним центром тяжести.
Содержание этого принципа очень обширно. Оно включает и требование к положению тела относительно всех четырех сторон. Отклонение в ту или иную сторону недопустимо. Бывая в Шанхае, автор наблюдал самые разнообразные случаи нарушения этого принципа во время занятий тайцзицюань, включая и такие, как поднятая или опущенная голова. Соблюдение принципа "центральной устойчивости" не допускает смещения бедра вперед или назад. В процессе вытягивания рук или выполнения шагов бедра и плечи должны быть ровными. Наклон вперед или назад по ходу движения является нарушением. Занимаясь тайцзицюань, постоянно приходится сталкиваться с этой проблемой.
Автор выражает надежду, что во время занятий данные рекомендации не будут игнорироваться. Некоторые откладывают отработку этого принципа на потом. Это недопустимо. Единственно правильным является следование принципу "центральной устойчивости" с первого занятия. В противном случае неправильное выполнение упражнений войдет в привычку, исправление которой будет связано с большими издержками и составит немалую трудность.
Наконец, поговорим о "проводимости". Между понятиями "проводимость" и "центральная устойчивость" есть кое-что общее, но есть и различия. "Проводимость" должна существовать между передней и задней, верхней и нижней, левой и правой частями тела. Этим качеством должны обладать "стороны инь и ян". Принцип "проводимости" должен действовать также между руками и ногами даже в том случае, если они согнуты. Каким образом это достигается? Без предварительных условий, а именно: "раскрепощенности" и "центральной устойчивости", невозможно добиться "проводимости". Если тело "скручено", какая уж тут "проводимость"! "Внутренняя зажатость" препятствует "проводимости" в вертикальной плоскости.
"Раскрепощенность" во всех сочленениях тела должна быть равномерной. Недопустимо, чтобы суставы в нижней части тела были менее "раскрепощены", чем в верхней. В этом случае "проводимость" нарушается. Аналогичная ситуация возможна и в том случае, когда стопа напряжена и не пружинит. Если состояние суставов и тела сбалансировано, то это означает, что все тело, его верхняя и нижняя часть, левая и правая стороны полностью уравновешены, и малейшее движение любой части тела в нижней его половине отзывается движением во всем теле. Однако при этом не стоит произвольно "подгонять" движение тела под то или иное движение его отдельных частей. Неумение применять этот "внешний" принцип чревато большими трудностями в дальнейшем.
Встречаются две распространенные ошибки, мешающие реализации "проводимости": скованность суставов и "потеря сустава". Если какой-либо сустав находится в "скованном" состоянии, то, естественно, "проводимость" как в верхнем, так и в нижнем направлении отсутствует. То же самое происходит и при "потере суставов". Все изменения и движения должны естественным образом распространяться дальше. Ведь тайцзицюань, как и любая другая "мягкая" система, приводится в движение вся целиком от любого импульса. В "жестких" же системах движение какого-либо элемента не отражается на других составных частях, вызывает в них противодействие, поскольку в них отсутствует "проводимость".
Когда удается добиться реализации четырех вышеперечисленных принципов, то по мере занятий нарастает "вкус" к одиночным упражнениям, увеличивается интерес к ним. Следование этим принципам позволяет обнаружить в тайцзицюань боевые элементы. Если заниматься вслепую, то тело будет непослушным, неуправляемым. Соблюдение же этих принципов позволяет добиться быстроты реакции, повышения чувствительности, большей устойчивости во время "толкания руками".
Перевод С. Сергеева