В. Л. Асмолова (методист по тайцзицюань)
Асмолова Валентина Леонидовна, методист по тайцзицюань, постоянный представитель в Москве Центра реабилитации, здоровья и красоты Международного клуба «Великая стена», г. Пекин.
Гимнастика тайцзицюань носит ярко выраженный психогигиенический и оздоровительный характер. Обратимся к собирательному мнению китайских авторов, в котором представлено то, на что наиболее часто обращается внимание в популярных китайских изданиях, посвященных влиянию упражнений тайцзицюань на здоровье человека.
Движения в тайцзицюань созвучны природе человека, свободны от всякого напряжения и жесткости, способствуют глубокому раскрепощению тела и духа человека, создают всестороннюю нагрузку на все мускулы, сухожилия, суставы и кости, осуществляют их мягкий массаж и таким образом сохраняют их гибкость. Ноги в Китае сравнивают с корнями дерева. И как здоровому дереву нужна здоровая и сильная корневая система, так и ноги, несущие наше тело, нужно укреплять. При обычной ходьбе ноги и стопы не получают полной нагрузки, так как мы не ходим назад, редко делаем шаги в сторону и еще реже стоим на одной ноге. Все эти необходимые для укрепления ног движения содержатся в упражнениях тайцзицюань. При переносе тяжести тела с одной ноги на другую в этих упражнениях ступни медленно перекатываются, массируясь и укрепляясь таким образом.
Старая китайская пословица гласит, что все болезни идут от позвоночника. Упражнения тайцзицюань укрепляют всю мускулатуру спины и помогают выработать правильную осанку, что способствует правильному положению внутренних органов, нерастягиваемых и несдавливаемых. Вырабатываемая прямая осанка и голова, как бы упирающаяся во время выполнения упражнений тайцзицюань в воображаемое препятствие наверху, оказывают растягивающее действие на позвоночный столб, освобождая межпозвоночные диски от избыточного давления. Обостренное самонаблюдение постоянно заставляет все чаще и чаще исправлять свою осанку в процессе обучения этим упражнениям. Замечено, что прямая осанка создает приподнятое жизнеощущение, чувство уверенности в себе.
От положения спины некоторым образом зависит и деятельность нервной системы. Нервная система регулирует все жизненные отправления: пищеварение, дыхание, обмен веществ, кровообращение, выделения, секреторную деятельность и т. д. Она же регулирует наши отношения с окружающей средой. Те ее центры, которые находятся в области спины, нервными путями связаны со всеми частями тела. И восстановление их нормальной функции при правильной осанке, когда межпозвоночные диски не сжаты и, следовательно, отверстия между дугами позвонков, из которых выступают нервные пути, не сужены, способствует общему оздоровлению организма.
Медленная, спокойная манера движений тайцзицюань снимает напряжение и тем самым устраняет чрезмерную раздражительность и другие обостренные реакции на стресс. Она же в сочетании с мышечным расслаблением и сосредоточенностью делает возможным переход на глубокое дыхание (дыхание животом), благодаря чему восстанавливается гибкость диафрагмы и других мышц живота, что оказывает массирующее действие на все находящиеся в брюшной полости органы, укрепляет их и способствует улучшению пищеварения. Этому же способствует и работа бедер, ведущих все движения тела в этих упражнениях. Изменение давления в нижней части живота при вдохе и выдохе способствует перекачиванию крови вверх.
Во многих китайских источниках упоминается об особенной эффективности этой системы упражнений при сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонии и бронхолегочных заболеваниях. Эксперименты, проводимые московскими психологами В.А. Елисеевым и В.Ю. Баскаковым, подтвердили общее оздоравливающее действие упражнений системы тайцзицюань на организм человека и его психику. В своем выступлении 29 сентября 1988 г. на всесоюзном семинаре "Актуальные проблемы развития отечественной оздоровительной гимнастики" эти докладчики отмечали, что, по самонаблюдениям испытуемых, у них возросла работоспособность, им стало гораздо легче общаться с окружающими, они стали намного терпимее в семье, спокойнее, увереннее в себе. Отмечается и развитие у занимающихся тайцзицюань творческих способностей. Об этом же говорил в своих публикациях руководитель клуба любителей китайской культуры "Панда" А.М. Дронов, который уже в течение нескольких лет преподает тайцзицюань в оздоровительных группах и широко использует принципы и рисунок движений упражнений этой системы в своих хореографических композициях.
Автор этой статьи с 1988 г. ведет психотренинговые занятия, опирающиеся на тайцзицюань школы Ян, и также может подтвердить чрезвычайно благотворное воздействие этих занятий на психику человека, на его творческие способности, их гармонизующее влияние. Люди становятся гораздо добрее, терпимее, более восприимчивы к красоте окружающего мира. Я не раз сталкивалась со случаями, когда под влиянием таких занятий у человека рождались стихи, он начинал видеть все вокруг иными глазами. Одна пожилая женщина, например, инженер-конструктор по образованию, в молодости рисовавшая, вернулась к живописи, на занятия приходила ликующая, переполненная и рассказывала, как много и легко ей пишется. Она помолодела, расцвела у нас на глазах.
Сегодня же такие занятия очень помогают противостоять ежедневному стрессовому состоянию, порождаемому нашими сегодняшними социальными и экономическими трудностями, нашей нестабильностью, снижают или вовсе снимают чувство страха, чувство неуверенности в себе и в своем завтрашнем дне.
Принципы тайцзицюань изложены в целом ряде лаконичных классических трактатов, которыми как основой пользуются все школы и стили системы. Вот некоторые фрагменты из этих текстов.
"При каждом движении тело должно быть легким и подвижным, его части должны быть подобны бусинам на нити... Нельзя допускать ничего незавершенного, делать ничего несоразмерного, позволять какие-либо перерывы или расчленения... Ступни, ноги и поясница во всех движениях должны действовать как единое целое... Иначе тело будет в беспорядке и замешательстве. Чтобы избежать этого нарушения, нужно исправить положение ног и спины. Этот принцип действует во всех направлениях: при движении вверх и вниз, вперед и назад, вправо и влево. Все движения управляются сознанием..." и выполняются осознанно. Двигаясь вверх, надо видеть, что делается внизу; собираясь повернуться налево, не упускать из поля зрения правую сторону; шагая вперед, быть готовым шагнуть назад.
"Голову следует держать прямо и сохранять "пустой". Надо быть бдительным... Тело должно сохранять равновесие... Стоять нужно, как уравновешенные весы, в движении быть, как крутящееся колесо. Если вес тела распадается (при движении) равномерно на обе ноги, способность действовать сужается, поэтому необходимо всегда равновесие тела удерживать с одной стороны... надо научиться понимать Инь и Ян. Их взаимодополняющая природа учит нас понимать внутреннюю энергию... Благодаря внутреннему покою и вдумчивой сосредоточенности становишься собственным господином. Основное положение: самому не выпячиваться и уступать другим. Самая частая ошибка - хвататься за далекое, вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом. Пословица гласит: "Малейшая неточность сбивает с пути". Поэтому ученику следует понимать эту теорию детально и принимать к сердцу".
Даже из этих коротких отрывков видно нравственное, воспитующее действие постулатов системы. В приведенных выше цитатах уже сформулированы основные, характерные особенности системы. Остановимся коротко на них.
Мягкость и ненапряженность, непрерывность и равномерность, округлость и естественность, координация и завершенность - вот ее основные отличительные особенности.
Позы в тайцзицюань удобные, движения нескованные, непринужденные, плавные и мягкие. Нет резких скачков, бросков, прыжков, приседаний, нет ни одного стремительного рывка. Потому, хотя по окончании выполнения всего комплекса тело покрывается легкой испариной, дыхание не нарушается, остается спокойным, возникает чувство приятной легкости, даже приподнятости. Именно благодаря этой особенности упражнений считается, что ими могут заниматься люди любого пола и возраста, любой комплекции, и в частности те, кто страдает хроническими заболеваниями. В Китае тайцзицюань широко используют как метод вспомогательной терапии в стационарах и санаториях.
Вся серия движений любого по сложности и продолжительности комплекса выполняется без пауз, непрерывно и равномерно, без напряжения и применения силы. Переходы из одного положения в другое и перемещения незаметны, между ними нет четкой грани, одно движение как бы зарождается, таится внутри другого, и вся их плавная цепочка похожа на медленно скользящие по небу облака или на спокойное и размеренное течение большой реки по равнине в тихую погоду. Эти движения часто сравнивают еще с шелковой нитью, тянущейся из кокона: перетянешь - оборвется, недотянешь - остановится.
Стиль движения в системе тайцзицюань требует, чтобы любое перемещение рук осуществлялось по дугообразным или кругообразным траекториям, что соответствует естественному изгибу суставов. В любом направлении рука никогда не выбрасывается по прямой. Дугообразность движений делает их округлыми, естественными и мягкими, а также способствует равномерному развитию всего тела.
Как при выполнении цикла движений или отдельных видов движений, так и при выполнении каждого движения в отдельности следует добиваться полной координации и абсолютного единства верхней и нижней частей тела, туловища и конечностей, "внутреннего Я" (внимание и дыхание) и "внешнего Я" (корпус, руки, ноги, голова). При этом во всех перемещениях тела поясница играет роль оси движения, направляет взаимно согласованные движения рук и ног.
Для того чтобы реализовать все основные особенности, существует ряд правил и требований к состоянию занимающегося, к положению отдельных частей его тела, к дыханию и т. д.
Весь процесс движения в системе тайцзицюань руководится и контролируется сознанием. Внимание концентрируется не только на выполняемых действиях, но занимающийся осознанно представляет себе и каждое предстоящее действие, его образную наполненность. Недаром считается, что занятия тайцзицюань стимулируют, развивают воображение, пробуждают и развивают творческое начало в человеке.
Практически все упражнения тайцзицюань, каждое из которых можно рассматривать и как самостоятельную мини-форму, мини-комплекс, носят очень выразительные названия: "Погладить гриву дикой лошади", "Белый журавль расправляет крылья", "Золотой петух на одной ноге", "Посадить тигренка на гору", "Достать иглу со дна моря" и др. Подчас в разных школах одни и те же элементы имеют различное название, но всегда они свидетельствуют о том, что мастер-основатель школы хотел этим названием подчеркнуть какой-то аспект упражнения, либо интерпретировал его в соответствии со своим внутренним видением, или увидел в нем сходство с чем-то, наблюдаемым в живой природе. Часто названия эти навеяны поэтикой древних китайских легенд и мифов.
Такая художественная терминология работает на ученика. Она служит мнемоническим приемом и помогает запомнить последовательность движений, помогает "вживаться" в имитируемые или навеваемые образы, способствует пробуждению и осознанию энергии ци в себе и ее движению по телу. Вот, например, начало любого комплекса - "Пробуждение ци". Представьте себе пробуждающуюся весеннюю землю, набухшую влагой, благоухающую. Вы - дерево, и ваши стопы - корни, которые она поит и пробуждает от спячки. Соки земли наполняют ваши стопы и по ногам, как по стволу, начинают подниматься вверх, а колеблемые нагревающимся воздухом пары земли, ее дыхание поднимаются и касаются ваших опущенных расслабленных кистей. И вот, как бы подталкиваемые снизу этим поднимающимся духом пробужденной земли, тяжелеют, теплеют и наполняются пульсирующей жизнью ваши всплывающие вверх руки. Вот кисти приподнялись, и вы как бы чувствуете под ними упругий, полный жизни шар. Вы медленно и без напряжения давите на него сверху, и с его опусканием расслабляются ваши колени, расслабляется поясница, "пустеет" верх и "наполняется" низ. Расслабление углубляется, опускается вниз центр тяжести, и вы погружаете этот энергетический шар в даньтянь - нижний психический центр, находящийся там же, где центр тяжести вашего тела. Внимание акцентировалось на даньтяне, расслабился живот - и вы перешли на тонкое, едва заметное, но глубокое брюшное дыхание.
А цикл движений, именуемый "Достать иглу со дна моря", каждому китайцу навевает воспоминание о царе обезьян Сунь Укуне - легендарном герое очень известного и необычайно популярного в Китае романа У Чэньэня "Путешествие на Запад". Именно со дна моря достал он свое волшебное оружие - железный посох-шест - и носил его в ухе, уменьшая с помощью заклинания до размеров иглы. И вот уже ввинчивается в водную толщу ваша рука, устремленная ко дну, и будто какие-то заряды текут вниз через ваши пальцы - туда, где на дне морском сверкает на песке игла.
Хочешь спустить дыхание - представь себе спуск этого дыхания в глубину нижней части живота, к даньтянь, который еще называют "море дыхания", "море энергии", "золотой котел", - месту, где собирается энергия.
Каждому движению предшествует образ. У тех, кто занимается тайцзицюань, есть такие поговорки: "Ум - наставник, тело - ученик"; "Тело следует за умом". Чтобы добиться этого, необходимо обратить внимание на два момента: спокойствие и полную сосредоточенность.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо совершенно успокоиться, или, как говорят китайцы, "повернуть глаза и уши в себя", перестав думать обо всем, что не относится к предстоящему занятию; проверить правильность своей осанки; проверить, расслаблены ли тело и руки, спокойно ли дыхание. И только когда все это в порядке и этап самопроверки и самонастройки закончен, можно приступать к движениям. Совсем просты или сложны движения, все равно. Независимо от этого полное душевное спокойствие должно сохраняться до конца занятия. Только так можно сохранить полную сосредоточенность и ясность сознания, дабы внимание занимающегося не уподоблялось обезьяне, беспорядочно скачущей по веткам. Иначе невозможно добиться того, чтобы сознание руководило каждой, даже самой малой деталью движений, их последовательностью, темпом их выполнения. Тайцзицюань требует "достижения спокойствия движением" и "движения в спокойствии". Только при всех перечисленных условиях не будет возникать чувство усталости от движения и не будет чрезмерной нагрузки на сознание.
Только полная сосредоточенность при полном душевном спокойствии позволит следить за соблюдением всех многочисленных правил выполнения движений системы тайцзицюань. Не позволять глазам уходить в сторону и разбегаться мыслям начинающему бывает очень трудно, ничто, кроме практики, не способно помочь избавиться от этого недостатка. Постепенно, только постепенно состояние ума и тела занимающегося приходит в полную гармонию.
Под расслаблением в данном случае понимается не полное расслабление всего тела, а расслабление в пределах возможного тех мышц и суставов, на которые не падает нагрузка при естественных движениях тела, или тогда, когда оно находится в покое. Во время движения сила прилагается мягко. Как гласит древняя пословица: "Сила в тайцзицюань подобна игле, спрятанной в вате". Центром сосредоточения этой внутренней силы является, согласно классическим трактатам, точка даньтянь. Есть очень простой способ определить ее локализацию. Большие пальцы рук положить на живот горизонтально, соединив их кончики на пупке. Сложив из выпрямленных больших и указательных пальцев треугольник, опустить его вершиной вниз так, чтобы вершина оказалась на одной линии с пупком. Точка даньтянь находится посредине этой линии.
При занятиях тайцзицюань верхняя часть тела держится прямо. Не следует наклоняться вперед, откидываться назад или вбок, склонять голову. Чтобы сохранять такое положение головы и корпуса, прикладывается лишь естественное "усилие без напряжения", не более. Руки закругляются мягко и ненарочито, нога сгибается ровно настолько, насколько необходимо согласно требованиям. Ни в чем нет чрезмерности. Для выполнения какого-либо движения прикладывается лишь естественно необходимое усилие, тогда как суставы остаются расслабленными и не теряют гибкости, не напрягаются не участвующие в данном движении части тела. Вообще надо избегать напряжения всех суставов.
Добившись расслабления, начинающий должен постепенно научиться сосредоточивать силу, выполнять движения последовательно, непрерывно и гармонично в полном соответствии с требованиями тайцзицюань.
Про тайцзицюань сказано: "Одно движение приводит все тело в движение", "Движение зарождается в ступне, идет по ноге в поясницу, а оттуда - на все тело" в гармоническом единстве, то есть все движения верхней и нижней частей тела гармонически скоординированы.
Часто бывает, что начинающим в теории это известно, а на практике освоить то, что поясница является осью большей части движения и что движения конечностей гармонически согласуются с движением тела, не удается. Так как добиться полной координации и гармоничности движений трудно, начинать обучаться этому целесообразно с отдельных движений: "Предварительные движения", "Отведение локтя назад", "Облачные движения рук", "Белый аист расправляет крылья" и др.
Научившись согласованности мыслей и тела и скоординированным движениям тела и конечностей на отдельных движениях, можно объединить сначала два движения, затем три и т. д. Кроме того, обязательно отдельно тренировать вначале различные типы шагов: пустой шаг, полный, дугообразный шаг и др., - учиться правильно перемещать центр тяжести тела во время шага и при смене типа шагов. Это нужно, чтобы тренировать поддерживающую силу ног и овладеть основами работы ног в этой системе. Потренировавшись в различных типах движения рук, стоя на месте, можно затем соединить движения верхней и нижней частей тела и продолжать тренироваться, постепенно усложняя задания и продолжительность цикла связанных воедино движений.
Овладев основными формами и правилами движений тайцзицюань, следует обратить особое внимание на "пустое" и "полное" в движениях, на центр тяжести тела. При этом во время выполнения упражнений фиксируют внимание и на переходах отдельных частей тела из "пустого" (ненагруженного) состояния в "полное" (нагруженное) и обратно. Необходимо четко различать эти состояния, не выпуская из поля своего внимания и последовательность движений, и непрерывность движения так, чтобы сознание шло непрерывным потоком с начала и до конца упражнения.
При отсутствии четкости в переливании тяжести с одной ноги на другую, из одной части тела в другую не получаются как надо переходы вперед и назад, откаты и накаты; движения замедляются, теряют устойчивость, а неустойчивое положение центра тяжести нарушает весь ход выполнения комплекса.
Вспомним, что приложение силы подчиняется тому же правилу, что и вытягивание шелковинки из кокона. Шаг же занимающегося уподобляют кошачьему: так он легок, мягок, плавен, грациозен, бесшумен. Добиться такого шага можно только тогда, когда тело и конечности хорошо сбалансированы в движении. Но как бы ни были сложны движения тайцзицюань, упражняющемуся должно быть прежде всего удобно, он не должен торопиться и не должен быть скован. И в этом заключается основное требование системы.
Прежде чем сделать поворот, нужно хорошо сбалансировать тело, то есть привести его в состояние устойчивого равновесия, и только после этого поднять ногу и переставить ее вперед или в сторону. При движении назад или вперед сначала надо поставить ногу, а затем постепенно перенести центр тяжести. Достичь устойчивого равновесия тела помогают опускание плеч, "пустые" и "полные" движения руками. Натренированный ученик никогда не потеряет равновесия при любом темпе выполнения движения: и при очень медленном, и при очень быстром. Его не откачивает в сторону, и верхняя часть его тела никогда не бывает тяжелее нижней.
Допускать, чтобы упражнения затрудняли дыхание, нельзя. Естественность дыхания - непременное условие занятий. Состояние расслабления, ненапряженные, мягкие, хорошо сбалансированные, гармоничные движения способствуют опусканию дыхания в даньтянь и его углублению, сохранению его естественного ритма.
При работе с начинающими не рекомендуется обращать специальное внимание на дыхание. Оно при правильном выполнении упражнений устанавливается самопроизвольно. (Считается, что такое естественное - глубокое и равномерное - дыхание через живот стимулирует работу даньтяня, позволяет использовать емкость легких в полной мере.
Чтобы как следует осознать физиологию этого типа дыхания, "прочувствовать" его, хорошо в подготовительный период занятий включить специальные дыхательные упражнения в положении стоя, предварительно научившись расслабляться и принимать правильное положение тела. Можно при этом мысленно сконцентрировать и удерживать внимание на даньтяне, можно, особенно в самом начале, выполнять упражнение, сложив руки на даньтяне, что одновременно согревает и дополнительно расслабляет это место и в то же время позволяет рукам, лежащим на животе, чувствовать, как происходит этот процесс.
В ряде китайских источников естественное дыхание описывается так:
Еще легче овладеть этим типом дыхания, если, обучаясь, сконцентрировать свое внимание на процессе работы диафрагмы. Когда ее подвижность восстанавливается, дыхание через даньтянь происходит естественным образом.
В достаточной степени овладев движениями, можно координировать с ними дыхание, руководствуясь чувством протяженности и темпом движения, а также рядом правил. Хотя существуют определенные тонкости, но в целом можно руководствоваться следующим:
Так, например, в предварительных движениях вдох делается при медленном поднятии рук вверх, выдох - при сгибании коленей и опускании рук. Но механически навязывать вдохи и выдохи при нерезко выраженных движениях вверх или вниз, сведении или разведении рук, при различных темпах движения, при движениях, выполняемых одновременно людьми разного возраста, разного состояния здоровья, разного телосложения, ни в коем случае нельзя. Иначе можно только навредить: дыхание нарушается, движения становятся несогласованными, человек испытывает острое чувство дискомфорта, сразу напрягается.
Голова. В тайцзицюань к положению головы во время выполнения упражнения предъявляются особо строгие требования. Голову следует держать прямо, ни в коем случае не наклоняя вперед и не склоняя вбок, не качая ею из стороны в сторону. Подбородок не выпячивается, а взят немного на себя. Выражение лица естественное, лицо расслаблено, расслабленный рот прикрыт или слегка приоткрыт в центре в маленькое "о", расслабленный язык упирается в твердое нёбо, что способствует увеличению выделения слюны. Шейные мышцы не напряжены. Глаза расслаблены и слегка прищурены (чуть-чуть). Общее ощущение должно быть таким, как если бы голова была подвешена за макушку или упиралась бы ею в воображаемое препятствие наверху.
Движения головы и шеи координируются с изменениями положения тела и поворотами туловища. При поворотах тела взгляд, как правило, следует за ним и обычно направлен на ту руку, которая "ведет" движение, или прямо вперед. Ни в коем случае глаза не таращить, не смотреть сердито и не закрывать глаза, рассеивая свое внимание. Взгляд спокойный, расслабленный, сосредоточенный.
Грудь и спина. Одно из основных правил тайцзицюань гласит: "грудь и спину расслабить". Это значит, что держаться надо естественно, ни в коем случае не выпячивая грудь и не втягивая ее слишком. Грудь должна быть совсем немного "убрана" назад, но так, чтобы подложечная ямка оставалась мягкой на ощупь. Такая слегка втянутая грудь и расслабленная, чуть-чуть ссутуленная, "округлая" (но не сгорбленная!) спина взаимосвязаны. Это дает спинным мышцам возможность свободно растягиваться при движении плеч и предплечий. Расслабленные при этом мышцы груди не оказывают давление на ребра и не нарушают естественность дыхания.
Так как правильное положение спины также очень важно при выполнении упражнений тайцзицюань, то начинающим советуют почаще проверять свою осанку, и не только мысленно, но и перед зеркалом. Вот ряд указаний, которыми рекомендуется руководствоваться в таких тренировках:
При правильно принятых положениях спины и головы тело как бы утрачивает тяжесть, становится легким и подвижным, и тогда лишь может подняться "дух жизненной силы", как пишут классики этой системы.
Поясница и позвоночник. Поясница расслаблена и подвижна. Из нее "исходят" все движения, она "ведет" их. Отсюда часто встречающиеся напоминания: "Ни на минуту не ослабляй внимания, следи за поясницей", "Поясница - ось движения" и т. п. Закрепощение тела в пояснице - основная ошибка начинающих. При таком закрепощении невозможно добиться гармоничности движений. Поэтому при движении вперед или назад, при поворотах, при постепенном переходе "пустого" в "полное" поясницу следует сознательно расслаблять, "оседать" вниз, что помогает опущению дыхания в даньтянь, увеличению устойчивости.
При расслаблении поясницы увеличивается сила ног, движениям придается гибкость и законченность. Не следует насильственно выпячивать живот. Это мешает свободе поворота и изменению положения. Во всем следует соблюдать правила естественности. Это же относится и к естественно выпрямленному позвоночнику при расслабленной пояснице. И его ни в коем случае не надо выгибать назад или выпячивать вперед, наклонять влево или вправо, что приводит к возникновению напряжений в груди и в животе. Выпрямленный позвоночник при "подвешенной" голове естественно растягивается. Если ваша осанка верна, то в каждый момент можно провести мысленную вертикальную ось через ваши макушку и копчик.
Ягодицы. Когда естественно опущенные ягодицы не выпячены, а чуть-чуть подтянуты, приподнимаются расслабленные бедра и несколько напрягается их внутренняя поверхность. При этом выпрямляется нижняя часть позвоночника, а даньтянь слегка приподнимается, на нем как бы делается акцент. Такие опущенные и чуть-чуть подтянутые ягодицы в тайцзицюань называют "стекающими". Держать ягодицы прямо надо естественным образом, помня об этом, а не прилагая силу.
Когда выполнены все перечисленные выше требования, вся тяжесть тела опускается вниз (верх "пустой", низ "полный") - и вас уже нельзя опрокинуть, так же как ваньку-встаньку.
Ноги. Сила и устойчивость тела в значительной степени зависят от ног. Потому во время работы над упражнениями особого внимания требуют перемещения центра тяжести тела, форма постановки и изгиба каждой ноги.
Один из постулатов тайцзицюань гласит: "Корень силы в ступнях, развитие ее - в ногах, средоточие - в пояснице и выявление - в пальцах рук". Таков же и путь движения энергетического потока: исток его - в ступнях, через ноги он соединяется с поясницей и исходит через пальцы рук. И то, и другое лишний раз подтверждает, насколько важна правильная постановка ноги (ступни) для правильного положения тела.
При любом перемещении ног суставы бедер и колени не должны быть напряжены. Это обеспечивает их свободное движение в любом направлении. Поднимание и опускание ноги выполняется легко и свободно. При шаге вперед ступают сначала на пятку, а затем мягко опускают стопу, прокатывая ее по внешней стороне и последними опуская пальцы. Свод стопы остается приподнятым. В этом тоже реализуется принцип пустого и полного, когда в центре полной, т. е. опущенной и, значит, принявшей на себя какую-то нагрузку, стопы остается место, не касающееся пола (пустое). При шаге назад также реализуется принцип пустого и полного, но ступают сначала на носок, а затем медленно опускают всю стопу, заканчивая пяткой.
В постоянном переливе тяжести с одной ноги на другую очень выразительно реализуется принцип инь - ян и принцип постоянных перемен. Переход движения от инь к ян и обратно, от пустого к полному и от полного к пустому всегда совершается осознанно, и как в сердцевине инь всегда содержится чуточку ян, и наоборот, так и в тайцзицюань практически никогда одна нога не пустеет полностью, а другая не несет на себе все 100% нагрузки. Исключение составляет лишь стойка на одной ноге. Принцип этот реализуется в любом движении и пронизывает все тело. Потому и вес тела никогда, за исключением исходной и завершающей стойки, не распределяется поровну на обе ноги. Главную нагрузку всегда несет одна нога.
В системе тайцзицюань существует несколько основных типов шагов, подразделяемых на полные и пустые, начинающим рекомендуется делать все шаги поменьше, ибо большие шаги могут перегрузить и без того несущие в этой системе большую нагрузку колени, а также затрудняют вначале сохранение равновесия и правильного положения спины. В полных шагах обе стопы опускаются на землю и вес между ними распределяется в зависимости от типа шага, в пустых всегда максимум нагрузки (от 70 до 90%) падает на одну ногу и минимум на другую, которая ставится на носок или на пятку, как правило, едва касаясь пола.
"Полные шаги"
В зависимости от того, какая нога выдвинута вперед, говорят: правый лукообразный шаг или левый лукообразный шаг. Тренируя этот шаг, нужно следить за тем, чтобы расстояние между ногами по ширине не было слишком уж маленьким, так как в этом случае очень легко нарушается устойчивость этой стойки. Нужно обращать внимание и на согнутое переднее колено, проекция которого вниз не должна выступать за кончики пальцев. Наиболее устойчивым является положение, когда проекция выдвинутого вперед колена приходится на уровень косточки большого пальца ноги.
"Пустые шаги"
При любом типе шага следует помнить, что ненагруженная нога всегда играет роль точки опоры для поддержания равновесия. Превращение "полной" ноги в "пустую" и наоборот всегда должно быть выраженным, но двигаться ноги должны свободно и легко, поочередно то неся основную нагрузку, то отдыхая от нее. Это предотвращает перенапряжение и утомление мышц. Шаги в тайцзицюань мягкие, стелющиеся, легкие, как у кошки, скользящие. Сам акт скольжения ноги, как, например, при выполнении элемента "Змея скользит в траве", или удар по ноге с поворотом или без него не должны быть напряженными. И в действительности совсем не обязательно ударять по ноге.
Руки. Плечи опущены и расслаблены. Такое опущенное, чуть-чуть повернутое вперед покатое плечо часто называют "медвежьим". Но и в этом следует избегать чрезмерности.
Локти расслаблены. "Плечи опущены, локти расслаблены" - значит, что расслаблены суставы плеч и локтей. Опустилось и расслабилось плечо, вслед за ним естественно расслабился локоть. Плечо остается опущенным и расслабленным во время всего цикла движений. Локти, как правило, смотрят вниз.
При любом движении кисти ладонь должна быть слегка согнута, но вялой, безвольной она не бывает никогда. Даже когда ладонь опущена, то опущена она не вяло и бессильно. Ладонь всегда полна жизни, хотя она и расслаблена. При толчке кистью руки ладонью вперед следует опустить плечо и расслабить локтевой сустав, запястье же держать немного вниз, но не слишком жестко.
Сгибать, выдвигать и поворачивать кисть руки следует легко и плавно. Толкая ладонь вперед, пальцы следует вытянуть и слегка согнуть. Сжимая кисть в кулак, никогда не сжимать его слишком сильно. Движение руки должно быть на одной линии с движением плеча. Если рука вытолкнута слишком далеко вперед, предплечье окажется выпрямленным, что противоречит правилу "плечи опущены, локти расслаблены". Но если чересчур опустить плечи и слишком расслабить локти, то вытолкнуть руку правильно будет слишком трудно и предплечье окажется согнутым чрезмерно. И в этом не надо забывать правило естественности, отсутствия нарочитого.
В движении руки всегда сохраняют округлую форму, их никогда нельзя выталкивать вперед и возвращать назад резко. Движения рук всегда находятся под контролем занимающегося, они непрерывны, легки, ровны, грациозны и гибки.
Наиболее часто встречаются следующие основные положения кисти:
Рука-крюк. Вытянутые пальцы руки собраны в щепоть, кончики пальцев направлены вниз, запястье согнуто и несколько напряжено.
Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения. Перед началом занятий пояс ослабить, ворот раскрыть. Хорошо, если ваша одежда из натуральных тканей. Обувь должна иметь мягкую, эластичную подошву без каблука, хорошо и удобно сидеть на ноге - не болтаться на ней и не сжимать ее. Это могут быть суконные тапочки на войлочной подошве, подобные традиционной китайской обуви; могут быть, например, гимнастические тапочки или полукеды, хотя подошва у кед не совсем подходящая - ноги должны легко скользить, а резиновая подошва этому препятствует.
Лучше всего, конечно, заниматься рано утром на свежем воздухе: в парке, на лесной поляне, возле водоема. Место для занятий должно быть безветренным. Прямых солнечных лучей также нужно избегать. Лучше всего заниматься в тени деревьев, например хвойных, под косыми лучами солнца. Для занятий годится любое место, где воздух чист, кругом простор и тишина. Если вы - городской житель и у вас есть такая возможность, занимайтесь с утра пораньше в ближайшем сквере, парке или на площади, как это делают в Китае. Если во время таких занятий вы присоединитесь к какой-нибудь группе занимающихся, эффект ваших занятий будет выше. Если вы занимаетесь в помещении, проветрите его как следует перед началом занятия или же занимайтесь перед открытым окном (но не на сквозняке!).
Заниматься можно и несколько раз в день: утром, примерно через полчаса после пробуждения; вечером - за час-полтора до сна, днем - во время обеденного перерыва. Продолжительность одного занятия может составлять 15-20 минут. В период обучения продолжительность одного занятия не должна превышать 1-1,5 часа во избежание переутомления. Обычно на выполнение упрощенного комплекса из 24 элементов (или формы 24) требуется от 4 до 6 минут. Максимальное время выполнения этого комплекса не должно превышать 8-9 минут. Комплексы из 40 и 48 элементов выполняются за 8-10 минут, из 88 элементов - примерно за 20 минут.
Если вы владеете только формой 24, то для получения положительного эффекта от занятий достаточно повторить ее три раза. Напоминаем, что ни холод, ни жара не должны отвлекать ваше внимание. Потому в зависимости от места и времени проведения занятия выбирайте такую одежду, которая обеспечивала бы вам комфорт.
Перед занятием не есть плотно и не принимать тяжелую пищу. Утром лучше заниматься натощак или не менее чем через полчаса после очень легкой трапезы. В другое время дня - заниматься через час-полтора после еды. Не переедать. Перед занятием рекомендуется также снять с себя все металлические предметы, чтобы образующиеся вокруг них физические поля не препятствовали свободному и естественному течению энергии.
После занятий, по меньшей мере минут 20, китайские источники не рекомендуют думать, есть, пить, курить и даже прикасаться к воде. Еда и питье непосредственно после упражнении вызовут очень серьезные отрицательные последствия. Во время занятия вы разогрелись и, возможно, слегка вспотели, не расстегивайте одежду и не подставляйте себя ветру. Не принимайте холодную ванну и не купайтесь до тех пор, пока пот не высохнет. Вообще, водные процедуры рекомендуется принимать до занятия, а не после него, даже через некоторое время. До тех пор пока ваш пульс полностью не восстановится, не садитесь и не ложитесь, но погуляйте несколько минут, после чего уже можно отдохнуть сколько требуется.
Любые упражнения системы тайцзицюань начинающим следует выполнять медленно, стараясь постепенно овладеть техникой выполнения каждого движения, осваивать правильное положение тела, стойки и способы перехода из одного положения в другое, правильное распределение нагрузок на отдельные части тела в каждый момент занятия. Только тогда, когда вы овладели отдельными элементами, можно объединять их в цикл, состоящий сначала из двух, а затем из все большего числа элементов. Выполнять такой комплекс нужно с одинаковой, равномерной скоростью.
В начале выполнения любого комплекса тайцзицюань занимающийся опускается в присед, "оседает". И на том уровне, на который он опустился при занятии исходного положения, он должен выполнить весь комплекс. Степень этого оседания зависит от уровня подготовленности занимающегося. Чем осадка ниже, тем выше нагрузки и тем больше энергетическое воздействие занятия. Но начинающий ни в коем случае не должен форсировать глубину приседа. Процесс этот постепенный, протекать он должен естественно и ненасильственно. Процесс этот длительный, на то, чтобы научиться выполнять форму в таком положении, когда колено согнуто под прямым углом, уходят многие годы.
Установите себе посильную начальную осадку. Людям со слабым здоровьем рекомендуется начинать с наиболее высокого положения, только естественно расслабив колени и едва-едва наметив присед.
Чтобы легче было расслабиться и чтобы вы быстрее научились двигаться с равномерной скоростью, хорошо в процессе обучения, особенно на первом его этапе, использовать музыкальное сопровождение. Музыка должна быть медленной, плавной, спокойной, умиротворяющей, текучей, без выраженного ритма.
Работая с образами, диктуемыми названием каждого элемента, учитесь "вживаться" в них, держать перед своим мысленным взором описываемое в названии действие и предмет этого действия. Кроме прямого образного представления, навеянного названием и закрепленного разъяснениями инструктора, следует иметь в виду, что любой элемент комплекса - это условная, закодированная запись какого-либо боевого движения этой системы самообороны.
Если ваши движения не наполнены никаким содержанием и делаете вы их механически, как это принято в европейской традиции выполнения спортивного движения, то и запомнить их и их длинные последовательности вам будет очень трудно, а порой и невозможно. В процессе начального обучения может помочь, например, и какой-то созвучный вам образ китайской классической поэзии, особенно поэзии пейзажной, с ее вдумчивой созерцательностью и спокойным, неторопливым ритмом.
Вспомогательные средства обучения могут быть разными, одно несомненно - человека европейской культуры, в том числе и культуры движения, нужно достаточно долго "разминать", чтобы восприимчивость его уподобилась воску. И готовить надо как тело, так и сознание, чтобы эффект, получаемый от упражнений, был максимальным.
Занятия тайцзицюань требуют достаточных усилий. Медленные движения на согнутых ногах при сложной координации всех движений и полной сосредоточенности дают нагрузку и телу (особенно ногам, и в первую очередь коленным уставам), и психике. Конечно, это не обычная спортивная нагрузка, но занимающиеся, особенно в начальный период обучения, когда все навыки еще не выработаны и нужно одновременно держать в голове и учитывать в работе множество всевозможных требований, быстро устают. Проделав пару раз комплекс, они начинают испытывать боль в ногах. Это явление вполне естественное, и по мере дальнейших тренировок боль исчезает. Однако дозировать и степень нагрузки во время одного занятия, и его продолжительность, равно как и частоту занятий, надо. Дозирование это строго индивидуальное и зависит от возраста, состояния здоровья, степени тренированности и степени занятости занимающегося.
Но общее правило таково: не доводить себя до изнеможения, заниматься лишь до легкого пота, получать от занятия удовольствие. Нагрузки наращивать постепенно, ни в коем случае не форсируя их. Заниматься только по своим силам. Последнее особенно касается пожилых и слабых здоровьем. Они могут упражняться только в одной или двух группах движений, наиболее им доступных и наиболее приятных. Могут заниматься, переступая на месте или двигаясь. Но любой должен постепенно наращивать сложность и интенсивность упражнений и заниматься, сообразуясь со своими физическими и психическими возможностями. Ни в коем случае не следует во что бы то ни стало стремиться выполнять длинные и сложные комплексы, многократно их повторять, стараясь "осесть" пониже.
Занятия эти должны идти вам на пользу, приносить положительные эмоции, делать ваше тело приятно расслабленным, легким и подвижным.
Упорство - качество главное и необходимое при освоении системы упражнений тайцзицюань. Даже большого и очень бурного энтузиазма в начале занятий недостаточно, нужно еще терпеливо и упорно продолжать их. Конечно, лучше всего ежедневно выделять себе время для хотя бы непродолжительных занятий. В китайских пособиях по ушу часто приводится поговорка: "Нельзя три дня ловить рыбу, два дня сушить сети".
Если вы уже овладели изучаемым комплексом, это не значит, что можно бросить тренировки. Если вы почувствовали себя значительно лучше, это тоже не повод для прекращения занятий. Бросая и начиная снова, невозможно повысить свой уровень овладения системой. Путь познания и самопознания с помощью этой системы бесконечен и гармоничен.
И помните, что, если вы обратились к упражнениям этой системы только как к комплексу вспомогательной терапии, не прерывайте начатых занятий по выздоровлении, ибо иначе вы не сможете в полной мере воспользоваться и лечебными, и профилактическими свойствами этой системы.
Если начинающие не имеют возможности заниматься под руководством инструктора, то можно собраться в небольшую группу и разбирать по пособиям каждое движение, помогая друг другу и следуя указаниям и рисункам пособия. При этом китайские учителя рекомендуют поступать так: один читает текст, второй держит плакат или серию рисунков, третий слушает, смотрит и воспроизводит движения. Остальные внимательно наблюдают за ним и проверяют, все ли в его действиях соответствует описаниям и специальным указаниям. Самостоятельные занятия без учителя и без помощников крайне затруднительны и очень непродуктивны.
Не занимайтесь, когда вы утомлены. Не занимайтесь непосредственно после еды. Не занимайтесь при высокой температуре. Иначе результаты будут самыми плохими.
В китайских пособиях по тайцзицюань выделяется три этапа освоения упражнений этой системы.
Этот этап - закладка фундамента. На нем учатся овладению основными элементами: типы и виды шагов и работа ног при этом, характер их движения; выработка правильного положения тела; правильный рисунок рук и их движений, правильная постановка и правильный способ перевода кисти из одного состояния в другое; овладение правилами направления глаз. Овладеть всем этим нужно до такой степени, чтобы положение тела было правильным, шаги устойчивыми, движения ровными и ненапряженными. Затем осваивают следующий этап.
Когда фундамент заложен, переходят к освоению основных поз или конечных позиций и методов перехода в движении от одной позиции к другой. При этом степень освоения основных правил и характерных особенностей стоек и движений этой системы увеличивается. Растет степень концентрации внимания, устанавливается естественное дыхание. Движения соединяются в цепочки, становятся все более хорошо скоординированными, плавно и непрерывно переходя одно в другое. Появляется закругленность, гибкость, изящество и естественность. Приходит легкость. Движения и состояния все более осмысливаются.
Процесс освоения упражнений системы тайцзицюань, как говорят китайские мастера, - это процесс от "обретения искусства до обретения полного понимания". А "полное понимание" - это и полная осмысленность всех движений, и овладение передачей силы.
Чтобы прийти к полноте и в том, и в другом, на этом этапе занятий следует особое внимание обращать на следующие его основные цели и задачи.
1. Четкое разграничение "пустого" и "полного". Овладение твердостью в мягкости и мягкости в твердости.
Иначе говоря, не только осознавать умозрительно гармоническое единство противоположностей и постоянное присутствие одной из них в недрах другой, но и овладевать этим принципом на деле: в каждом своем движении, в каждом состоянии. Ведь любой комплекс упражнений тайцзицюань - это воплощение этих противоположностей и их постоянной смены, постоянного перехода друг в друга. "Пустеет" одна рука, и в то же время "наполняется" другая, постоянно переливается тяжесть тела с одной ноги на другую; рука плывет вниз и поднимается вверх, описав дугу; то закрывается, то раскрывается кисть; то едва касается пола, то полностью на него опускается стопа; то в одну, то в другую сторону разворачивается корпус, и т. д. Есть движения и образы, более и менее энергетически наполненные. Но напряжение и прилагаемое усилие всегда мягкие - и это реализация принципа "мягкое в твердом", но и в этой мягкости таится твердость, иначе не избежать одеревенения или вялости, - это реализация принципа "твердое и мягкое".
Таким образом, каждое движение в каждый момент содержит в себе взаимно приспосабливающиеся и взаимно дополняющие друг друга противоположные начала, противоположные силы. Они постоянно как бы играют друг с другом, обретая в этой игре гармонию. Вспомним, что говорил по этому поводу Гессе: "Инь и ян должны играть друг с другом, но не враждовать".
2. Непрерывность и единство потока силы.
Это значит, что в процессе упражнений сила постоянно и непрерывно переходит от одной части тела к другой. Тренируясь, хорошо представлять себе все мышцы, связки, суставы широко расправленными, по которым свободно и беспрепятственно струится и переливается энергия, разливающаяся по всему телу, а тело в целом с поясницей в роли центра движения скоординировано в каждый момент переливания этой упругой силы. Любое движение в тайцзицюань в полной мере демонстрирует этот безостановочный поток силы. Плавно, непрерывно и равномерно движется этот поток силы: и когда рука выталкивается вперед, и когда она возвращается обратно, когда предплечье слегка отклоняется в сторону или вовнутрь, когда взгляд обращается на средний или большой палец или в центр ладони, туда, где в ложбинке, в самой ее сердцевине, расположена точка лаогун. Вариации проявления этой плавной, непрерывной и равномерной силы очень разнообразны.
3. Концентрация внимания и участие сознания в действии.
У начинающих скачут мысли: "Что следует делать дальше?", "А правильно ли я это делаю?" и т. п. Постепенно, со временем внимание упорядочивается, концентрируется на том, как сила передается и как прикладывается, всем руководит сознание, и образы играют все более активную роль. Однако мы помним и понимаем, что полная концентрация внимания совсем не означает отупения или отключения. Занимающийся, несмотря на свою сосредоточенность на внутреннем, способен фиксировать все, что он видит и слышит. Это ни в коем случае не сомнамбулическое состояние. Сознание, сила и движение - одно целое.
4. Дыхание естественное, сообразующееся с движением.
Понимать эту формулировку нужно предельно точно. Указаниям "вдох" или "выдох" следовать только и единственно в тех случаях, когда движение вверх или вниз, сведение и разведение выражены совершенно явно. Ни в коем случае не нужно составлять себе произвольную программу: здесь - вдох, а тут - выдох, и всегда следовать ей от начала и до конца упражнений. Вреда от этого будет гораздо больше, чем пользы. Правильно поставленное дыхание во время выполнения комплекса всегда легкое, естественное, глубокое и самопроизвольно следующее за движением.