Выбор времени и направления для занятии цигун

Мо Вэньдань


  1. Выбор времени для занятий цигун
  2. Выбор направления для занятий цигун


1. Выбор времени для занятий цигун

Занимающиеся цигун обязательно должны учитывать необходимость соотнесения занятий с тем или иным периодом времени. В древности, когда не было часов, время измерялось в шичэнях. Один шичэнь составлял два часа. Следовательно, одни сутки подразделялись на 12 шичэней: цзыши (23.00—01.00), чоуши (01.00—03.00), иньши (03.00—05.00), маоши (05.00—07.00), чэньши (07.00—09.00), сыши (09.00—11.00), уши (11.00—13.00), вэйши (13.00—15.00), шэньши (15.00—17.00), юши (17.00—19.00), сюйши (19.00—21.00) и хайши (21.00—23.00). Периоды цзыши, чоуши, иньши, маоши, чэньши и сыши соответствуют мужскому началу ян. В эти отрезки времени «поднимается» ян-ци. Остальные шесть шичэней, то есть уши, вэйши, шэньши, юши, сюйши и хайши, соотносятся с женским началом инь. В эти отрезки времени ян убывает, а инь нарастает.

Распределение суток по шичэням

Какой же период времени наиболее благоприятен для занятий цигун? На этот счет существуют разные точки зрения. Одни считают, что целесообразно заниматься после цзыши до уши, другие считают — между цзыши и иньши, третьи — только в периоды цзыши и маоши. Есть также мнение, что занятия надо проводить только в период, когда в силе пребывает ян или, наоборот, когда на подъеме инь. Кроме того, можно встретить рекомендации заниматься цигун в периоды цзыши, уши, маоши и юши. Последнюю точку зрения разделяет и автор. В качестве обоснования автор выдвигает некоторые положения учения об инь, ян и «восьми триграммах» (ба гуа) из трактата «Чжоу и» (то же, что и «Ицзин». - Прим. перев.) а также из теории превращений ци, на которую опирается традиционная китайская медицина.

Двенадцать из 64 гексаграмм, о которых сообщается в «Чжоу и», представляют собой своеобразную формулу состояний инь и ян в каждый из 12 месяцев года. Первые 6 гексаграмм (фу, линь, тай, да, гуай, цянь) соответствуют одиннадцатому, двенадцатому, первому, второму, третьему и четвертому месяцам лунного календаря. В это время происходят зарождение и укрепление ян, которое вступает в полную силу в четвертом месяце. Остальные шесть гексаграмм (хоу, дунь, фоу, гуань, бо, кунь) охватывают период с пятого по десятый месяц, когда происходит постепенное нарастание инь и ослабление ян. Максимальной силы инь достигнет в десятом месяце.

В период цзыши (с 23.00 до 01.00) происходит концентрация «изначальных» инь и ян и их наиболее благоприятное взаимодействие. Инь и ян постепенно накапливаются в «почечной жидкости». Прежде это называлось «прежденебес-ной ци», составляющей основу жизнедеятельности организма. Фраза «период цзыши — первый период активности ян», встречающаяся в учении об инь и ян, применительно к цигун означает зарождение как раз такой ци. Чжан Цзинюэ писал: «Чтобы восполнять ян, надо искать его в инь. Процесс получения ян из инь (зарождения и превращения) бесконечен».

Следовательно, занятия цигун в период цзыши позволяют уловить момент появления в организме «истинной ци». Кроме того, время цзыши — первый из шести периодов активности ян. В этот период инь находится в состоянии максимальной активности и ян зарождается, то есть зарождается ян-ци. «Истинная ци» как раз в это время направляется в меридиан желчного пузыря, отчего последний слегка разогревается. Это первый признак появления ян. В «Нэй цзин» говорится: «Все одиннадцать внутренних органов находятся в зависимости от желчного пузыря». Выполнение упражнений в период цзыши значительно увеличивает эффективность занятий цигун.

Время маоши (с 05.00 до 07.00) совпадает с восходом солнца и четвертой стадией активности ян, когда ян-ци уже властвует в организме. В этот период «истинная ци» перемещается по меридиану толстого кишечника, который находится напротив меридиана легких (Меридиан легких проходит вдоль внутренней стороны руки, а меридиан толстого кишечника — вдоль внешней. — Прим. перев.) и поэтому попадает под его влияние. Занятия цигун в это время способствуют укреплению ян-ци. Не зря говорят: «Во время маоши ци кипит».

В период уши (с 11.00 до 13.00) солнце находится в зените, а «истинная ци» перемещается по меридиану сердца. Сердце — главный «ян-орган», поэтому ян-ци находится в высшей стадии активности. Однако это время совпадает и с первой стадией активности инь. Поэтому занятия в этот период времени способствуют укреплению нарождающейся «изначальной инь-ци» и начинающемуся процессу угасания активности ян-ци.

Период юши (с 17.00 до 19.00) совпадает с заходом солнца и четвертой стадией активности инь, когда инь-ци «тяжелеет». Поскольку инь и ян находятся в полной взаимозависимости, то занятия цигун в это время способствуют укреплению «истинной инь-ци» и поддержанию скрытой фазы существования ян.

Двенадцать месяцев распределены по четырем временам года, наступающим в соответствии с законами небесной механики и круговоротом инь и ян. Весна и лето соответствуют ян, осень и зима — инь. Все 12 месяцев также можно расположить в порядке следования шичэней (цзы, чоу, инь, мао и т. д.), а в соответствии с характерными для каждого периода суток признаками погодных условий их также можно условно разделить на «весну» (раннее утро), «лето» (полдень), «осень» (заход солнца) и «зиму» (полночь). Такая смена «времен года» в течение суток тоже обусловлена круговоротом инь и ян, попеременным усилением и ослаблением их активности. Четыре «времени года» подразделяются на 12 шичэней, условно соответствующих 12 месяцам. Степень интенсивности инь и ян в каждом шичэне адекватна их активности в соответствующем месяце.

В трактате «Цань тунци» говорится, что в период уши инь является как бы «хозяином», а ян — «гостем». Инь-ци постепенно нарастает до периода хайши, когда инь обладает максимальной силой, а ян проявляется наиболее слабо. В период цзыши инь и ян меняются местами: ян выступает в роли «хозяина», а инь — «гостя». Происходит постепенное нарастание активности ян-ци вплоть до времени сыши, когда ян максимально активно, а инь находится в пассивном состоянии. Таким образом, сутки как бы разбиваются на две половины: с цзыши до сыши — шесть часов активности ян, с уши до хайши — шесть часов активности инь. Ян зарождается в период цзыши и достигает максимума в период сыши. Инь зарождается в период уши и обладает наибольшей силой в период хайши. Каждый шичэнь, кроме сыши и хайши, характеризуется присутствием того или иного убывающего или нарастающего количества инь и ян.

Поэтому периоды иньши, маоши и чэньши соотносятся с весной; сыши, уши, вэйши — с летом; шэньши, юши, сюйши — с осенью, а хайши, цзыши и чоуши — с зимой. Периоды цзыши, уши, маоши и юши приходятся на середину каждого условного «времени года», поэтому в традиционной китайской медицине они называются «четыре центральных» (сы чжэн), и каждый из них обозначает соответствующее время года. Кроме того, цзыши, или «зима», соотносится с почками и водой, уши, или «лето», — с сердцем и огнем, маоши, или «весна», — с печенью и деревом, юши, или «осень», — с легкими и металлом. Селезенка соотносится с землей, но не имеет соответствующего времени суток, поскольку земля «активна» в любое время. Применительно к цигун все это означает, что выполнение упражнений в периоды цзыши, уши, маоши и юши сопровождается получением извне всего полезного, что присуще каждому времени года, и укреплением «истинной ци» пяти внутренних органов.

Резюмируя все сказанное выше, можно отметить, что занятия цигун в периоды цзыши, уши, маоши и юши позволяют поддерживать динамическое равновесие между инь и ян в организме человека, поскольку обеспечивается полное соответствие между выполняемыми упражнениями и скрытыми закономерностями естественного зарождения, укрепления, превращения и успокоения ци. В соответствии с этим принципом можно выбрать и другие периоды времени для занятий цигун, сообразуясь с циклами активности инь и ян. Например, период между уши и хайши характеризуется снижением активности ян и усилением инь, а для периода с цзыши до сыши характерен обратный процесс. Поэтому те, кто страдает ян-недостаточностью, должны выбрать для занятий период между цзыши и сыши. Те же, у кого отмечается низкая активность инь, должны заниматься в промежутке между уши и хайши.

Выбирая время для занятий, следует в первую очередь учитывать принцип равновесия инь и ян, избегая возможного доминирования одного из начал. Об этом надо помнить постоянно, даже если выбор пал на такое благоприятное время, как цзыши.

Кроме того, следует иметь в виду особенности поведения инь и ян в периоды сыши и хайши. В период сыши ян максимально активно, тогда как инь практически отсутствует. Поэтому занятия цигун в это время могут привести к «перевозбуждению» ян, вызывающему «перегрев», который отрицательно влияет на «здоровую ци». Отрезок хайши характеризуется максимальной активностью инь и ущербностью ян. Поэтому занятия в этот период, сопровождаемые возбуждением ян, приводят к тому, что инь и ян начинают «мешать» друг другу. Тем самым опять-таки наносится вред «здоровой ци». Вот почему ни в древности, ни в настоящее время никто из цигунистов не рекомендует заниматься в это время. Наиболее оптимальным временем являются периоды цзыши, уши, маоши и юши.

2. Выбор направления для занятий цигун

С древнейших времен считается, что наиболее благоприятным для занятий является направление «север — юг»: «лицом на юг, спиной на север» или «лицом на север, спиной на юг». Поскольку север соотносится с «водой жэньгуй», а юг — с «огнем биндин», то положение «лицом на юг, спиной на север» способствует установлению гармонии между «водой» и «огнем».

Если подходить к этой проблеме с позиций современной науки, то и в этом случае находится подтверждение такой точке зрения. Человек находится под постоянным воздействием магнитного поля Земли. Положение тела, сориентированного в направлении «север — юг», совпадает с направлением силовых линий этого поля. В результате усиливается магнетизм биологического поля человека, что положительно влияет на функционирование организма и результаты занятий. Использование теоретического положения о взаимном влиянии человека и природы в вопросе выбора направления для занятий цигун находит все больше сторонников. Правильность такого подхода получает все больше научно обоснованных подтверждений. В цигун существуют разработанные методики расчетов для выбора того или иного комплекса упражнений, определения времени и направления занятий в зависимости от физиологических особенностей индивидуума и характера заболевания. Эти расчеты достаточно сложны и представляют тему для отдельного изложения.

Перевод С. Сергеева

Комментарии:

    1. Почки. Почки, согласно внутренней алхимии, принадлежат к воде, инь, соотносятся с севером.
    2. Ци, образующаяся между почками, то есть в области даньтянь.

    Жэнь и гуй — названия «небесных стволов» — десятеричных циклических знаков в системе счисления времени в Древнем Китае.

    Огонь биндин — термин внутренней алхимии. Бин и дин — десятеричные циклические знаки «небесных стволов», принадлежат огню, соотносятся с югом, означают «изначальный дух», «природу» (син). «Природа» и «дух» находятся в сердце, относятся к ян.


"Цигун и спорт" № 1 1993 г.

Используются технологии uCoz