«Три важные составляющие» занятий цигун

Мо Вэньдань


I. «Регулирование сознания»

  1. «Изначальный дух» и «познающий дух» сознания
  2. Способы «регулирования сознания»
    1. «Пустота»
    2. «Проявление изначального духа»
    3. «Концентрация мысли»
      1. Способы «концентрации мысли»
      2. Принципы «концентрации мысли»
      3. Содержание понятия «концентрация мысли»
  3. «Погружение в состояние покоя» (жу цзин)
    1. Определение понятия
    2. Степени «состояния покоя»
    3. Стимулирование «погружения в состояние покоя» и избавление от посторонних мыслей.

II. "Регулирование дыхания"

  1. Важность тренировки дыхания
  2. Распространенные методы тренировки дыхания
    1. Естественное дыхание
    2. Глубокое, протяжное дыхание
    3. Абдоминальное дыхание
    4. "Дыхание с произнесением иероглифов" (слогов)
    5. "Дыхание с поджатием ануса"

III. «Регулирование тела»

  1. Положения тела в цигун
    1. Положение стоя
    2. Положение сидя
    3. Положение лежа
    4. Положение тела в движении
  2. Способы расслабления


В Китае существует масса направлений цигун. Еще более многочисленную и запутанную систему представляют собой разнообразные течения, существующие внутри этих направлений. Только широко распространенные комплексы и упражнения исчисляются тысячами. Однако существует нечто важное, присущее любому направлению, течению, объединяющее все комплексы и упражнения. Это «три важные составляющие» занятий цигун, а именно «регулирование сознания, дыхания и тела». Ни один комплекс цигун, кто бы его ни разработал, какими бы способностями ни обладал тот, кто его пропагандирует, нельзя считать полноценным, если в нем отсутствует хотя бы одна из этих составляющих.

I. «Регулирование сознания»

1. «Изначальный дух» и «познающий дух» сознания

Сознание, или мышление, также называемое психической деятельностью, представляет собой специфическую функцию головного мозга человека. Сознание является особой формой движения, характерной для головного мозга, с присущей ему структурой. Оно не появляется с рождения, а приобретается человеком по мере накопления жизненного опыта и речевого общения с другими людьми. Постепенное формирование представлений по мере формирования второй сигнальной системы уже можно назвать психической деятельностью. Она включает в себя не только чувственное познание через глаза, уши, нос, язык и тело, но и формирование представлений, а также анализ, синтез, умозаключения, память, суждения, ассоциации, творческую деятельность и т. д.

Все вышеуказанное характеризует сознание в его общепринятом понимании. В китайской же медицине и теории цигун понятие психической деятельности не сводится только к этому. Великий китайский фармацевт Ли Шичжэнь указывал: «Мозг — это вместилище духа». Следовательно, проблема сознания дополняется еще и проблемой «духа». Что такое «дух»? Прежде всего оговоримся, что это понятие не имеет ничего общего с нечистой силой, часто поминаемой в обиходе. Мы считаем, что «дух», о котором идет речь, помещается в сердце, растекается по всему телу и контролирует жизнедеятельность человеческого организма на всех уровнях. Через «дух» реализуется функция сердца как главного органа. «Дух» способен изучать и познавать предметы и явления, реагировать на них. Он подобен зеркалу, отражающему все, что появляется перед ним, и не оставляющему никаких следов того, что было перед ним раньше. В таком состоянии находится нервная система новорожденного.

Врожденные функции «духа» в цигун называются «изначальным духом», а психическую деятельность, которая формируется в ходе взаимодействия с окружающим миром после рождения, принято называть «познающим духом» (шишэнь). Последний существует благодаря «чудесному знанию», заимствованному у «изначального духа». Можно сказать, что «познающий дух» в некотором смысле является конкретным воплощением «изначального духа». «Изначальный дух» растворяется в «познающем духе» и проявляет себя только тогда, когда последний находится в состоянии покоя. Он содержит непосредственную информацию, поэтому не связан с анализом и формированием представлений. Как только возникают представления, начинается сознательная деятельность. Когда применительно к цигун говорится об использовании сознания, то имеется в виду чаще всего именно «изначальный дух».

Под «регулированием сознания» подразумевается его тренировка. Во время занятий цигун необходимо успокоить кору головного мозга, полностью сосредоточиться на выполняемых упражнениях, устранить посторонние мысли и, таким образом, погрузиться в состояние высокой степени покоя, «пустоты», расслабления, радости и комфорта. Это — пограничное состояние между сном и бодрствованием. Оно благоприятно влияет на циркуляцию ци и крови, способствует «прочищению» энергетических каналов. В результате этого повышается степень «упорядоченности» в организме, высвобождаются его скрытые возможности, активизируется физиологическая функция саморегулирования. Целью всего этого является укрепление здоровья, избавление от болезней и продление жизни.

2. Способы «регулирования сознания»

«Регулирование сознания» осуществляется на всем протяжении занятия, поскольку «сознание» играет важную роль в процессе «регулирования дыхания», «регулирования тела», «концентрации мысли» и т. д. и означает, что надо избавиться от сумбурных мыслей, успокоить головной мозг и постепенно погрузиться в состояние «пустоты» «однонаправленного» мышления или проявления «изначального духа». Остановимся на этом подробнее.

1. «Пустота». Это понятие означает полное абстрагирование от окружающей обстановки и отсутствие мыслей. Другими словами, во время занятий цигун не следует думать ни о чем. Для того чтобы научиться погружаться в «пустоту», надо воспитывать в себе равнодушие к материальным благам и карьере, стремиться к нравственной чистоте, благородству. Добившись этого, вы сможете естественно входить в состояние «покоя». Казалось бы, здесь нет ничего сложного, однако на самом деле овладеть этим весьма непросто.

2. «Проявление изначального духа». «Проявление изначального духа» становится возможным благодаря достижению состояния «пустоты и покоя», когда на основе этого состояния в передней части головного мозга занимающихся возникают фиксированные отражения тех или иных объективно существующих предметов или явлений. Простому человеку добиться этого чрезвычайно сложно; тот же, кому это удается, может причислить себя к разряду людей, обладающих особыми возможностями.

3. «Концентрация мысли». Это понятие означает определенную степень сосредоточенности во время погружения в состояние «покоя», предполагающую концентрацию мыслительной деятельности на одном из участков своего тела или каком-либо постороннем предмете или явлении. Поскольку этот прием предполагает устранение посторонних мыслей и сосредоточение на чем-либо одном, он способствует обретению душевного равновесия.

Для того чтобы быстро научиться погружаться в состояние «покоя» и «концентрировать мысль», избежав при этом нежелательных отклонений, нужно овладеть способами выполнения, принципами и содержанием этого приема.

а) Способы «концентрации мысли»

Различные направления цигун по-разному подходят к этому вопросу. Если же обобщить имеющийся опыт, то можно выделить три основных способа «концентрации мысли»: с помощью «внутреннего созерцания», «чистой мысли» и «мысленного взгляда».

  1. «Концентрация мысли» с помощью «внутреннего созерцания»: закройте глаза; мысленно направьте свой «взгляд» на место, на котором хотите сосредоточиться; вслед за «взглядом» направьте «мысли».
  2. Концентрация с помощью «чистой мысли». Для выполнения этого приема достаточно мысленно сосредоточиться на выбранном участке тела или предмете.
  3. Концентрация с помощью «мысленного взгляда»: этот прием считается наиболее эффективным, поскольку объединяет преимущества предыдущих двух. Направьте взгляд прямо перед собой, сосредоточьтесь, «вберите» этот взгляд в себя, медленно закройте глаза и «направьте» его вместе с «мыслью» внутрь. «Взгляд» и «мысль» должны следовать вместе, как единое целое.

б) Принципы «концентрации мысли»

Эти принципы сводятся к следующему: «как будто сосредоточен и как будто нет», «как будто существует и как будто нет», «непрерывность».

Принцип «как будто сосредоточен и как будто нет» предполагает, что «концентрация мысли» на выбранном объекте не должна быть слишком жесткой, не должна напоминать мертвую хватку. «Мысль» должна концентрироваться «расслабленно». В противном случае, даже если удается избавиться от посторонних мыслей, могут появиться неприятные и даже болезненные ощущения, например головная боль, распирание головы, нервное напряжение и др. «Концентрация мысли» должна быть отрешенно-естественной, однако без каких-либо помех. Через некоторое время после достижения такого состояния в организме начинается движение «истинной ци». В это время «мысль» как бы исчезает.

Принцип «как будто существует и как будто нет» означает следующее. Поскольку объект, на который направлено сосредоточение, воспринимается не с помощью органов чувств, а мысленно, становится понятной первая часть этого принципа — «как будто существует». Ведь этот объект не может восприниматься слишком конкретно и реально. С другой стороны, хотя объект сосредоточения воспринимается в общих чертах и достаточно абстрактно, он тем не менее не является «ничем», обладает признаками реального предмета или явления. Его иллюзорность сохраняется в субъективном восприятии. Отсюда вытекает смысл второй части принципа — «как будто нет».

Если вы научились следовать первым двум принципам на протяжении всего занятия, можно считать, что вы овладели и третьим принципом — «непрерывностью».

в) Содержание понятия «концентрация мысли»

В цигун существует масса упражнений, направленных на отработку «концентрации мысли». Их можно разделить на две большие группы: «концентрация мысли на внутреннем» и «концентрация мысли на внешнем».

К первой группе относятся следующие упражнения:

(1) «Концентрация мысли» на даньтянях. Сущность этого приема состоит в том, чтобы «сконцентрировать мысль» на одной из трех областей даньтянь: верхней, средней или нижней. Иногда речь может идти о переднем или заднем даньтяне.

(2) Локальная «концентрация мысли» на «истинной ци». Это упражнение предполагает сосредоточение на «истинной ци» в какой-либо конкретной части тела. Чаще всего оно применяется теми, кто уже имеет некоторую базу. Начинающие цигунисты не в состоянии использовать этот метод, поскольку «истинная ци» у них находится в непроявленном состоянии. В результате занятий цигун «истинная ци» активизируется и появляется возможность локальной «концентрации мысли» на «истинной ци», во время чего можно увидеть цвет ци, испытать приятные ощущения, вызываемые собиранием и рассеиванием «истинной ци».

(3) Подвижная «концентрация мысли». Выполнение этого упражнения предполагает не фиксацию «мысли» на каком-либо одном месте, а ее перемещение в пределах определенного участка тела. Имеется четыре разновидности этого упражнения: «концентрация мысли» на энергетических каналах, «концентрация мысли» на теле, «концентрация мысли» на дыхании и «концентрация мысли» на расслаблении.

  1. «Концентрация мысли» на энергетических каналах заключается в «перемещении мысли» вдоль конкретного канала. Это может быть «движение мысли» по «большому» или «малому небесному кругу» или в пределах определенного участка того или иного канала.
  2. «Концентрация мысли» на теле. Представьте, что ци «неба и земли» через макушку поступает в организм, сливается с ним, образуя единую «изначальную ци». «Клубящаяся и тучная» ци, как бы излучающая золотое свечение во все стороны, заполняет все тело. Это упражнение весьма эффективно для начинающих, о чем свидетельствует опыт более чем миллиона учащихся, занимающихся в очных и заочных группах.
  3. «Концентрация мысли» на дыхании предполагает сосредоточение на вдохе и выдохе (объединенных понятием «цикл»). Она может продолжаться на протяжении сотен и даже тысяч циклов. В одной из древних книг говорится: «Считай вдохи и выдохи, от одного до десяти, от десяти до ста, считай самозабвенно, не отвлекаясь, будто сердце И дыхание неразрывны. Не думай о постороннем. Когда счет закончен, дыши естественно».
  4. «Концентрация мысли» на расслаблении. Это упражнение заключается в сосредоточении на участке расслабления, а также на степени расслабления.

(4) «Концентрация мысли» на очаге заболевания. Этот прием основан на общих требованиях «концентрации мысли» и заключается в сосредоточении на том или ином участке, подверженном патологическим изменениям. Прибегая к этому приему при заболеваниях головы, следует помнить о том, что «концентрация мысли» не должна быть жесткой. Упражнение может выполняться четырьмя способами.

  1. Периодическая «концентрация мысли» на очаге заболевания. После сосредоточения на очаге заболевания в течение 5—10 минут расслабьтесь и на короткое время мысленно сосредоточьтесь на «регулировании» естественного абдоминального дыхания. Затем вновь сконцентрируйтесь на очаге заболевания. Упражнение можно выполнять 30—40 минут.
  2. Вращательная «концентрация мысли» на очаге заболевания. Сущность приема заключается в «перемещении мысли» по кругу на участке возникновения патологии. «Мысль» можно «перемещать» слева направо (по часовой стрелке), изнутри ( эпицентр очага) наружу, а затем в обратном направлении: справа налево (против часовой стрелки), извне внутрь. Порядок направлений можно поменять. Количество «оборотов мысли» может составлять 16, 36 или 72. При этом количество «вращений» в каждом из направлений должно быть одинаковым. Упражнение выполняется несколько раз по 30—40 минут.
  3. «Концентрация мысли» на «поднятии» очага заболевания. Представьте, что вы мысленно «поднимаете» очаг заболевания, при этом «концентрация мысли» должна быть направлена на его нижнюю границу. «Поднимать» больной орган следует не выше, чем до уровня сердца. Это упражнение применяется при опущении внутренних органов, расположенных в брюшной полости (матка, желудок и т.д.).
  4. «Концентрация мысли» на «пустоте» в очаге заболевания. Представьте, что на месте больного органа — абсолютная «пустота», и сосредоточьтесь на ней. Упражнение выполняется в течение 30— 40 минут.

(5) «Концентрация мысли» на биологически активных точках. Этот прием выполняется в соответствии с общими требованиями к «концентрации мысли» путем сосредоточения на одной из точек, например юнцюань, байхуэй, минмэн или любой другой.

(6) Местная «концентрация мысли». Упражнение заключается в сосредоточении на сравнительно небольшом участке или даже точке на теле, например на кончике носа, на большом пальце ноги, на участке ладони между большим и указательным пальцами, на пятке и т. д.

Вторая группа («концентрация мысли на внешнем»)

«Концентрация мысли» может быть направлена на предметы и явления внешнего мира, а также на объекты, не являющиеся предметами. В этом случае речь идет о «концентрации мысли на внешнем». Такими объектами могут быть горы, река, море, дерево, цветок, дом, фотография и даже игрушка или, например, солнце, луна, огонь и т.д. Речь, музыка, то или иное понятие, пустота и другие абстрактные представления также могут быть использованы для «концентрации мысли».

Существует несколько способов «концентрации мысли на внешнем».

(1) «Концентрация мысли» с помощью «внешнего созерцания»: направьте не слишком напряженный взгляд на любой объект на расстоянии более метра от вас и пристально всматривайтесь в него. Можно «концентрировать мысль» поочередно на разных предметах.

(2) «Концентрация мысли» со счетом: пристально вглядываясь в выбранный объект, считайте про себя от одного до десяти. Затем закройте глаза и повторите счет. Повторите упражнение несколько раз, стремясь к тому, чтобы «мысль» и счет «слились воедино». «Концентрация мысли» продолжается до окончания счета.

(3) «Концентрация мысли» с помощью образа: в качестве объекта «концентрации мысли» создайте в своем воображении какой-нибудь эстетически привлекательный предмет или образ красивого человека. Это может быть голубое небо, восходящее солнце, яркая луна, красивый букет, широкая степь, бескрайнее море или даже приветливое лицо наставника. Сохраняя состояние покоя, внимательно сосредоточьтесь на выбранном образе.

(4) «Концентрация мысли» с помощью проговаривания про себя: прежде всего надо подобрать какую-нибудь осмысленную фразу или словесную формулу. Вслушиваясь в спокойно произносимую вами про себя фразу, сосредоточьтесь на ней. Фраза должна быть простой, «произносить» ее надо мягко, старательно и четко ее проговаривая. По мере приобретения опыта в выполнении этого упражнения можно от стадии «произносишь про себя и слышишь» перейти к стадии «не произносишь про себя, но слышишь». Если достигается стадия «не произносишь про себя, а как будто произносишь; произносишь про себя, а как будто не произносишь», это свидетельствует о достижении состояния покоя высокой степени. Для выполнения упражнения можно использовать «ключ из шести иероглифов» (сюй, хэ, ху, сы, чуй, си) или, например, такие слова: «расслабленность и покой», «радость», «здоровье», «пустота».

Кроме того, что данное упражнение способствует «концентрации мысли», оно позволяет регулировать сбалансированность организма путем воздействия речевых формул на энергетические каналы, выявлять скрытые возможности организма, а также «успокаивать дух» и «регулировать ци и кровь» благодаря суггестическому воздействию произносимых про себя фраз.

(5) «Концентрация мысли» с помощью слуха. Упражнение заключается в том, чтобы сосредоточенно вслушиваться во внешние звуки. Для этого можно выбрать приятное для слуха стрекотание насекомых, пение птиц, радостный и легкий звон колокольчиков, какую-нибудь песню или мелодию. Можно вслушиваться и во внутренние звуки, например ритмичный стук сердца или в характерный звук движущейся по энергетическим каналам ци.

(6) «Концентрация мысли» с помощью воображаемых звуков. Условия выполнения этого упражнения в основном совпадают с предыдущим. Отличие заключается в том, что в качестве объекта «концентрации мысли» выбирается не реальный звук, а звук, рожденный воображением.

При выборе объекта для «концентрации мысли на внешнем» следует соблюдать ряд условий. Объект должен быть простым, хорошо знакомым, способным вызывать положительные эмоции, но не приводящим в состояние восторга. Не рекомендуется выбирать в этих целях предметы и явления, оказывающие сильное возбуждающее воздействие. Наибольшей эффективностью отличаются упражнения, во время выполнения которых в качестве объекта «концентрации мысли» выбирается голос или облик мастера цигун (лучше всего, если это будет ваш учитель или наставник).

Подводя итог всему сказанному, сделаем еще ряд замечаний. Во время выполнения всех видов упражнений надо добиваться оптимальной интенсивности «концентрации мысли». Если мысленное сосредоточение будет чрезмерно интенсивным, это объективно приведет не к восстановлению сил, а к душевному напряжению и усталости. Если же сосредоточение будет слабым, то мозг не сможет поддерживать устойчивую «концентрацию мысли». Что неизбежно приведет к появлению посторонних мыслей. Поэтому во время выполнения упражнений рекомендуется строго следовать принципам «концентрации мысли». Новичкам целесообразно начинать с упражнений «концентрации мысли на внешнем».

3. «Погружение в состояние покоя» (жу цзин)

1. Определение понятия

Когда занимающийся, сохраняя бодрое состояние сознания, сосредоточивает внимание на выбранном объекте, избавляется от посторонних мыслей, постепенно ослабевает воздействие на его мозг внешних и внутренних раздражителей, появляется ощущение полного покоя, легкости и радости, приятной «пустоты». В состоянии покоя становится возможным проявление скрытых ранее особых возможностей, способствующих укреплению и восстановлению здоровья, продлению жизни.

2. Степени «состояния покоя»

«Погружение в состояние покоя» осуществляется за счет сознательно выполняемых упражнений. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и условий выполнения тех или иных упражнений состояние покоя может различаться по степени полноты. Обычно процесс нарастания «состояния покоя» принято подразделять на три этапа: начальный, средний и высший.

  1. Начальный этап характеризуется следующими признаками: поза удобная и естественная, дыхание легкое и ровное, настроение уравновешенное, сердце и ци спокойны. Сосредоточение внимания не затруднено, сокращается количество посторонних мыслей, ослабляется реакция на внешние раздражители. В теле может ощущаться легкое движение ци.
  2. Средний этап: по мере дальнейшего погружения в состояние покоя «концентрация мысли» приобретает относительную стабильность, заметно уменьшается количество посторонних мыслей (возможно и полное избавление от них). Хотя еще сохраняется способность воспринимать посторонние звуки, однако наступает состояние «как будто слышишь и как будто не слышишь». Субъективно ощущается только тончайшая беспрерывная нить дыхания. Сознание и дыхание «следуют вместе», возникает состояние умиротворенности. Возможно появление ощущения легкости, тяжести, тепла, холода, онемения или зуда.
  3. Высший этап: происходит полное отключение от внешнего мира, исчезают все посторонние мысли, «плотно закрываются шесть корней» (глаза, уши, нос, язык, тело и ум). Появляется ощущение полного покоя, сравнимое со спокойствием водной глади, чувство легкости, сравнимое с колыханием невесомой струйки дыма. Человек погружается в мир абсолютной «пустоты» без звуков, цвета и форм. Это бесподобное ощущение можно лишь пережить, но очень трудно передать словами.

Описанные степени «состояния покоя» не обязательно наступают во время каждого занятия. Некоторое время они могут не наступать вообще, а затем вдруг появиться. Кроме того, каждая из трех степеней «состояния покоя» не обязательно будет соответствовать признакам, описанным в этой статье. До конца постичь сущность «состояния покоя» можно только на основе личного опыта.

3. Стимулирование «погружения в состояние покоя» и избавление от посторонних мыслей.

а) Способы стимулирования «погружения в состояние покоя».

  1. «Взболтать море». Вращайте языком во рту сверху вниз, слева направо. «Мысль» следует за движением языка.
  2. «Постукивание зубами». Сначала постукивайте коренными зубами, потом передними; внимание сосредоточьте на постукивании.
  3. «Бить в небесный барабан». Ладонями левой и правой руки закройте оба ушных отверстия. Средними пальцами обеих рук постукивайте по затылочной кости. Внимание сосредоточьте на звуке, возникающем в местах ударов.
  4. «Омывать лицо». Разотрите ладони до появления тепла, легкими движениями проводите ими по лицу. Внимание — на руках и лице.
  5. «Потрясывание». Примите положение стоя. Поднимитесь на цыпочках и ритмично «потрясывайте» все тело. При этом все мышцы должны быть расслаблены. Сосредоточьтесь на движении тела.
  6. Массаж. Легкими ритмичными движениями рук массируйте живот в области даньтянь или какой-нибудь другой участок тела. Внимание сосредоточьте на месте массажа.
  7. Вербальный способ. «Погружение в состояние покоя» стимулируется соответствующими речевыми формулами.

б) Способы устранения посторонних мыслей.

  1. «Фиксирование взгляда». Зафиксируйте легкий взгляд на кончике носа на 1—3 минуты, представьте, что нос «видит» пупок, соедините глаза, нос и пупок одной линией. Глаза не должны напрягаться, взгляд туманный. Этим же способом можно стимулировать погружение в «состояние покоя».
  2. Способ «концентрации мысли». Этот способ совпадает с вышеописанными приемами «концентрации мысли».
  3. Способ «шлепка». Если не удается избавиться от посторонних мыслей с помощью первых двух способов, «неожиданно» шлепните себя ладонями обеих рук по бедрам. Это позволяет прервать поток посторонних мыслей.

II. "Регулирование дыхания"

Понятие "регулирование дыхания" в древности обозначалось термином "тяо си". "Си" означает "дыхание", один вдох и один выдох образуют один "си", или один дыхательный цикл. "Регулирование дыхания" означает его упорядочение с помощью сознания, смену типа дыхания с обычного, "ветроподобного", "тяжелого" и "воздушного", на цигун-дыхание, когда "мысль" и ци "сливаются" и "посленебесной ци" ("приобретенной ци") укрепляется и пополняется "прежденебесная ци" ("врожденная ци"). Понятие "ветроподобное" означает учащенное, с различимым жестким призвуком дыхание. "Тяжелое" означает, что, хотя воздух и проходит беззвучно, но еще ощущается скованность и "несвобода" дыхания. "Воздушное" дыхание отличается беззвучностью и беспрепятственностью, но оно недостаточно тонко. Цигун-дыхание устанавливается на фоне мышечной релаксации, покоя и естественности. Такой тип дыхания характеризуется как "не быстрый, но и не медленный", мягкий, размеренный, когда "слабый вдох и тонкий выдох" подобны "тонкой нити весеннего шелкопряда".

1. Важность тренировки дыхания

"Отрегулированное дыхание" не только может возбуждать "истинную ци" человека, гармонизировать токи ци и крови, "массировать" внутренние органы, но и способствует расслаблению тела, "слиянию" "мысли" и ци, погружению мозга в состояние покоя и активизации сознания. Следовательно, "регулирование дыхания" является важной составной частью занятий цигун.

В древней литературе по цигун часто упоминаются понятия "ветер", "огонь", "лекарство". Так называемый "ветер" - это вдыхаемый воздух, "огонь" - специфическая реакция, возникающая в результате "соединения" "мысли" и ци. Сочетание глубокой концентрации мысли и грубого учащенного дыхания дает сильный огонь , поверхностная концентрация и мягкое дыхание в сочетании вызывают "слабый огонь". "Лекарство" - "изначальное семя", способное трансформироваться в "истинное ян". Когда ян приходит в движение, "изначальное семя" возвращается. Этот процесс называют "собиранием лекарства". Древние говорили: "Семя есть ценное средство поддержания жизни", имея в виду процесс взаимного воздействия семени и "истинного ян". "Изначальное семя" трансформируется в "истинное ян", "истинное ян" вновь преобразуется в "изначальное семя". Если собрать "лекарство" в даньтянь, то под воздействием "огня", раздуваемого "ветром", "изначальное семя" превращается в "изначальную ци". Этот процесс, согласно древним теоретическим воззрениям на цигун, называется "переплавкой семени в ци". Естественно, что большую роль в этом играет "регулирование дыхания", влияющее в конечном итоге на успех тренировки в целом.

Этим объясняется серьезное внимание цигунистов всех поколений, независимо от принадлежности к той или иной школе, к упражнениям на "регулирование дыхания". "Регулирование" должно происходить естественным образом, искусственное форсирование только отдалит цель, сделает невозможным достижение желаемых результатов и, более того, может вызвать отрицательные последствия, вплоть до появления "отклонений".

2. Распространенные методы тренировки дыхания

В трактате "Дао цзан" перечислено девять способов дыхания, используемых в цигун: выдох и вдох ртом, выдох ртом - вдох носом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох носом, один вдох - задержка дыхания, один выдох - задержка дыхания, "не выдыхать - не вдыхать", "дыхание с недостаточностью духа'", беспрепятственное дыхание, причем последние три способа доступны только на высших ступенях мастерства. Что касается способов "один вдох - задержка дыхания" и "один выдох - задержка дыхания", то некоторые методики цигун рекомендуют их отработку с самого начала занятий. Обычные же методики в своем большинстве предполагают постепенное овладение способами дыхания, начиная с первых четырех, самым распространенным среди которых является способ "выдох носом - вдох носом". Существует несколько методов классификации дыхания: в зависимости от характера движений, от интенсивности дыхания, от маршрутов движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и т.д. Таким образом, различные методы "регулирования дыхания" образуются за счет сочетания тех или иных способов дыхания с соответствующей "мыслительной деятельностью". Кратко остановимся на некоторых наиболее распространенных методах "регулирования дыхания", используемых в цигун.

(1) Естественное дыхание

Естественное дыхание - это обычное дыхание, когда человек дышит так, как привык это делать всегда, с естественной для него частотой. Применение этого метода во время занятий требует от занимающегося соблюдения следующих правил: дышать мягко, как обычно; не контролировать вдох и выдох; дышать, как во время говорения, письма или чтения, поскольку эти действия сопровождаются гармоничными и естественными дыхательными движениями. Однако между обычным естественным дыханием и естественным цигун-дыханием существуют и некоторые различия, которые состоят в следующем: естественное цигун-дыхание устанавливается, когда тело расслаблено, отсутствуют посторонние мысли, мозг погружается в состояние покоя; дыхательные движения с помощью "мыслительной деятельности" становятся "мягкими", "тонкими" и ритмичными, что позволяет затем достичь такого состояния, когда "мысль и ци следуют вместе". Естественное дыхание осуществляется путем вдоха через нос и выдоха через нос или вдоха через нос и выдоха через рот.

Оно подразделяется на три типа: грудное, абдоминальное и смешанное дыхание, является базовым методом "регулирования дыхания" и рекомендуется начинающим для первоочередного освоения.

(2) Глубокое, протяжное дыхание

Глубокое, протяжное дыхание формируется на основе естественного дыхания путем постепенного "удлинения" дыхательных движений и характеризуется устойчивостью, спокойствием, равномерностью и протяжностью. Метод глубокого дыхания заключается в том, что каждое последующее дыхательное движение становится более длинным. Однако происходить это должно естественно. Поэтому во время занятий, во избежание негативных последствий, ни в коем случае не следует умышленно сдерживать дыхание, имитируя его "углубление".

(3) Абдоминальное дыхание

Абдоминальное дыхание характеризуется сознательным вздуванием и вбиранием живота, сопровождающими каждый вдох и выдох. Этот метод дыхания способен оказывать влияние на функционирование внутренних органов, расположенных в брюшной полости, и на процесс пищеварения и перистальтику за счет увеличения амплитуды вертикальных колебаний диафрагмы и движений стенок брюшной полости. При абдоминальном дыхании вдох обычно производится через нос или через нос и рот одновременно, а выдох - через рот или нос. Существует несколько видов абдоминального дыхания.

1) Прямое абдоминальное дыхание: одновременно с вдохом живот плавно раздувается, выпячивается, а с выдохом - постепенно поджимается.

2) Обратное абдоминальное дыхание: одновременно с вдохом живот плавно поджимается внутрь, а с выдохом - постепенно выпячивается. Поскольку этот вид дыхания создает довольно высокое давление в брюшной полости, то он не рекомендуется больным с внутренними кровоизлияниями, пожилым и ослабленным людям и тем, кто страдает сердечными заболеваниями.

3) Абдоминальное дыхание с задержкой. Дыхательный цикл, особенно при абдоминальном дыхании, состоит из следующих стадий: вдох - задержка -выдох - задержка. За вдохом следует короткая пауза, которую иногда даже трудно уловить. Пауза же, следующая за выдохом, как правило, выражена более ярко. Во время занятий цигун дыхание в зависимости от поставленных целей можно "регулировать" за счет этих пауз, например: вдох - пауза - выдох (схема 1 ) или вдох - выдох - пауза (схема 2).

Схемы 1,2 (14К)

Также можно "регулировать дыхание" путем изменения соотношения между продолжительностью вдоха и выдоха: длинный вдох - короткий выдох и наоборот. Этот вид дыхания не рекомендуется начинающим и страдающим заболеваниями сердца. Во время абдоминального дыхания с задержкой не следует задерживать дыхание произвольно.

4) "Скрытое" дыхание: очень "мягкое" дыхание с едва заметным подъемом и опусканием нижней части живота.

5) Дыхание с глотанием воздуха: на последней стадии вдоха делается глотательное движение.

6) "Пупочное", или "утробное" ("зародышевое"), "прежденебесное", "даньтянь-дыхание", отличается от "скрытого" дыхания еще большей степенью "мягкости". Количество дыхательных циклов при этом виде абдоминального дыхания сокращается до 1 -2 в минуту, а иногда и еще больше и напоминает дыхание плода в утробе матери. В трактате "Шэшэн сань яо" говорится: "Надо представить, что ци выходит через пупок и через пупок поступает обратно, движение ци в высшей степени слабо (тонко). Тогда можно дышать не носом и ртом, а пупком, как в утробе матери. Это называется утробным дыханием". Овладеть "утробным" дыханием можно в результате специальных тренировок.

Кроме того, этот вид дыхания является высшей ступенью "регулирования дыхания", которая становится доступной только благодаря определенному уровню мастерства. У тех, кто практикует "утробное" дыхание достаточно долгое время, может неожиданно появляться ощущение остановки дыхания. На самом деле никакой остановки не происходит, а наступает состояние, сопровождаемое ощущением "как будто есть, и как будто нет", и которое является конкретным проявлением "слияния человека с природой", в результате чего можно легко овладеть "шестью особыми способностями".

(4) "Дыхание с произнесением иероглифов" (слогов)

Этот метод "регулирования дыхания" заключается в том, что во время занятий дыхание сопровождается мысленным "произнесением" тех или иных иероглифов (слогов). Наиболее известным является метод "шести иероглифов", когда во время выполнения упражнения за счет беззвучного "произнесения" соответствующих иероглифов удается регулировать работу внутренних органов.

Эти шесть иероглифов звучат следующим образом: сюй, хэ, сы, чуй, ху, си. Согласно представлениям китайской медицины, лечить заболевания различных внутренних органов - сердца, печени, селезенки, легких, почек, "трех обогревателей" - можно за счет увеличения или уменьшения количества ци в соответствующих им энергетических каналах методом дыхания, сопровождаемого "произнесением" определенных звуков. Для этого, прежде всего, надо определить, энергетический канал какого органа подвергся болезненным изменениям, и затем, основываясь на учении об инь и ян и учитывая закономерности "последовательного порождения" и "последовательного сдерживания" "пяти первоэлементов", выбрать иероглиф, звучание которого способно оказать лечебное воздействие на этот канал. Многие используют во время занятий определенные слова-формулы, например: "покой" или "расслабление". Подобные слова эффективно влияют на "регулирование дыхания" и процесс погружения в "состояние покоя".

(5) "Дыхание с поджатием ануса"

Во время вдоха легким мысленным усилием "втянуть" промежность, слегка поджимая анус. На выдохе анус расслабляется. "Этот метод дает хороший эффект при опущении внутренних органов и геморрое. Существует множество и других методов "регулирования дыхания", на которых мы здесь не будем останавливаться.

III. «Регулирование тела»

Под «регулированием тела» понимается «отрегулированность», «настроенность» тела во время выполнения упражнений, правильное выполнение движений и придание телу соответствующих положений. Одним из главных требований во время занятий цигун является расслабленность. Но эта расслабленность не означает расхлябанность, это расслабленность с внутренним напряжением, которое, однако, не должно переходить в одеревенение. Это состояние часто характеризуют соотношением «мягкости» и «твердости». Правильное принятие позы является обязательным условием беспрепятственной циркуляции ци и крови по всей системе энергетических каналов: «Положение тела неправильно — ци не движется; ци не движется — мысль не концентрируется; мысль не концентрируется — ци беспорядочно рассеивается». Поэтому одностороннее напряжение или расслабление тела не способствуют занятиям цигун, а именно правильное сочетание этих двух требований и вызывает наибольшие трудности у начинающих. Часто происходит так: стремясь к абсолютно точному выполнению всех условий, человек проявляет чрезмерную требовательность, вымеряя до миллиметров и градусов величины, характеризующие ту или иную позу. Отсюда — бесконечные корректировки, что, естественно, приводит к психологическому напряжению, которое дает обратную реакцию и препятствует погружению в «состояние покоя».

Жизненный процесс характеризуется тем, что «дух главенствует над мыслью, мысль управляет ци, а ци направляет тело», то есть «дух», «мысль» и ци главенствуют над телом и управляют им. Но, с другой стороны, тело — это основа жизни, без которой и «дух», и «мысль», и ци не могут существовать и теряют смысл как субстанции человеческой жизни. Эта мысль четко выражена в трактате «Цзинь цзин»; «Взращивать только бесформенное, забыв про форму — недопустимо, тренировать только форму, забыв про бесформенное — тем более недопустимо». Надо, чтобы «тренировка формы способствовала бесформенному, а взращивание бесформенного помогало форме; первое со вторым, второе с первым». «Имеющее форму тело [человека] должно соответствовать бестелесной ци, они должны поддерживать друг друга, а не отталкивать, только тогда формируется здоровый человек». Таким образом, можно сделать вывод, что «регулирование тела» является одним из важных звеньев в процессе занятий цигун.

Упражнения выполняются в четырех основных положениях: стоя, сидя, лежа и в движении. Выбор того или иного положения должен определяться в каждом конкретном случае. В клинической практике, например, этот выбор должен основываться на требованиях применяемого упражнения или комплекса, с одной стороны, и на учете тяжести заболевания и состояния пациента, с другой. Больным в тяжелом состоянии или ослабленным долгой болезнью рекомендуется заниматься в положении лежа. По мере выздоровления и улучшения состояния можно постепенно переходить к тренировкам сидя или стоя. Что касается пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, то в помещении им следует заниматься в положении сидя или лежа, а вне помещения — стоя. На этапе выздоровления и реабилитации, когда целью становится общее укрепление организма, заниматься можно в положении стоя или в движении. Поскольку выполнение упражнений в положении стоя и в движении вызывает определенные статические и динамические нагрузки на мышцы, это способствует укреплению физических сил и общему оздоровлению.

1. Положения тела в цигун

(1) Положение стоя

Положение стоя имеет также название — «стояние столбом», оно эффективно способствует укреплению тела, вызывает прилив сил, продуцирует «истинную ци».

а) «Стояние столбом» в позе «колонна»

Встаньте прямо, ноги расставьте в стороны на ширину плеч, ступни поставьте параллельно друг другу, руки свободно опустите вниз вдоль туловища, голову держите прямо, подбородок немного подберите, прикройте рот, кончиком языка слегка коснитесь верхнего нёба, смотрите прямо перед собой; грудь немного вберите, спину вытяните, колени слегка согните (рис. 1). В этой позе точки байхуэй и хуэйинь должны находиться на одной линии, а центр тяжести — на середине воображаемой линии, соединяющей точки юнцюань на ступнях ног.

б) «Стояние столбом» в позе «мальчик молится Будде»

Эта поза в основном аналогична позе «колонна». Отличие состоит в положении рук: поднимите руки перед грудью и сложите их в знак восточного приветствия. Кончики пальцев должны смотреть вверх и находиться на уровне подбородка или чуть ниже, большие пальцы в вертикальном положении располагаются напротив груди (рис. 2). Эта поза имеет еще одно название — «свеча, устремленная в небо».

в) «Стояние столбом» в позе «три округлости»

Встаньте естественно, ноги на ширине плеч. Носки ступней разверните внутрь таким образом, чтобы они образовали полукруг («первая округлость»). Колени слегка согните, руки вытяните вперед и слегка согните в локтях, как будто обхватываете ствол дерева («вторая округлость»). Расправьте плечевые суставы, слегка опустив их. Локти держите чуть ниже плеч, ладони поверните друг к другу и держите на расстоянии, равном ширине плеч на уровне груди. Слегка согните пальцы, как будто держите мяч («третья округлость»). Голову и корпус держите прямо, грудь слегка вберите, спину вытяните (рис. 3).

Рис. 1-6 (18К)

г) «Стояние столбом» в позе «тигр готовится к прыжку»

Расставьте ноги в стороны на ширину плеч (расстояние между ногами приблизительно должно составлять три длины стопы), стопы слегка разверните внутрь, колени немного согните и тоже слегка подайте внутрь. Бедра поставьте поверхности земли так, чтобы колени и носки ног находились на одной вертикальной линии (колени не должны выступать за носки ног). Выпрямите корпус, подберите подбородок. Голову поставьте так, чтобы точки байхуэй и хуэйинь находились на одной линии. Прикройте рот, смотрите прямо перед собой. Расправьте грудь, прогните поясницу. Напрягите ноги, как будто скрытым усилием пытаетесь развести их в стороны. Центр тяжести перенесите на середину воображаемой линии, соединяющей точки юнцюань обеих ног. Руки согните в локтях, кисти ладонями вниз подведите к животу и держите на расстоянии двух ладоней от живота на уровне пупка. Пальцы рук должны быть направлены друг на друга (рис. 4). Дышите носом. Во время выдоха мысленно сопровождайте «внутреннюю ци», которая движется из даньтяня (низ живота) в точку хуэйинь, а затем, разбиваясь на два потока, продолжает движение вниз по передним внутренним поверхностям бедер в точки юнцюань. Во время вдоха мысленно сосредоточьтесь на движении ци, поднимающейся по задним внешним поверхностям бедер обратно в даньтянь. Дыхание должно быть мягким и естественным, без задержек и глубоких вдохов и выдохов. На первых порах эту позу можно принимать на 1—5 минут с последующим постепенным увеличением продолжительности «стояния» до 30—60 минут. Эту позу также называют «стояние столбом с мерным течением ци».

д) «Стояние столбом» в позе «медведь»

Расставьте ноги в стороны приблизительно на ширину плеч, колени слегка согните, ступни держите параллельно. Пальцы ног немного загните внутрь, как бы цепляясь ими за землю. Точки байхуэй, хуэйинь должны находиться на одной вертикальной линии и проецироваться на середину воображаемой линии, соединяющей точки юнцюань обеих ног. Руки опустите вниз, немного согните в локтях. Поставьте кисти пальцами вперед, ладонями вниз на расстоянии двух кулаков от бедер (рис. 5).

е) «Стояние столбом» в позе «инь-ян»

Поза «инь-ян» принимается аналогично позе «колонна», за исключением положения кистей рук, которые располагаются одна спереди перед животом, а вторая сзади у поясницы ладонями наружу. Положение левой и правой рук выбирается произвольно (рис. 6).

(2) Положение сидя

Положение сидя благоприятно для инициирования движения «истинной ци» и ее удержания внутри организма, способствует «прочищению» энергетических каналов и создает условия для «внутреннего наблюдения». Выполнение упражнений в положении сидя, с одной стороны, — эффективный метод цигун-терапии и продления жизни, с другой стороны, — эффективное средство изучения возможностей цигун. Принятие поз в положении сидя должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями. Сидеть надо прямо, не наклоняя голову и корпус; не следует поднимать плечи, напрягаться, выпячивать живот; положение должно быть устойчивым и удобным; психологическое состояние — спокойным; на лице — едва уловимая улыбка.

а) Поза «сидение на горе»

Перед тем как принять позу в положении сидя, слегка встряхните тело 10 — 20 раз, чтобы расслабить мышцы. Расставьте ноги на ширину плеч, опираясь на всю ступню. Поставьте ноги параллельно и сядьте на скамью, стул или кровать. Расслабьте все мышцы, голову и корпус держите естественно и прямо. Расслабьте плечи, грудь не выпячивайте. Точки байхуэй и хуэйинь должны находиться на одной вертикальной линии с глазами, носом и пупком. Ноги согните в коленях под углом 90, руки свободно положите на бедра пальцами вперед, ладонями вверх или вниз (рис. 7,8).

Предмет, на который вы садитесь, должен быть такой высоты, которая обеспечивает сгибание коленей под углом 90. Ослабленные больные, не способные долго находиться в сидячем положении, могут опереться на спинку стула. Такая поза называется «сидеть, опираясь на гору» (рис. 9, 10).

Рис. 7-10 (13К)

б) Поза «два дракона обвивают корень»

Сядьте на ровную поверхность, можно на пол или на кровать. Положение верхней части тела аналогично позе «сидение на горе». Слегка наклонитесь вперед, левую голень наложите на правую или наоборот. Сядьте естественно и удобно. Правую кисть наложите на левую или левую на правую, поднесите руки к нижней части живота большими пальцами наружу, ладонями вверх (рис. 11). Допускается еще два положения рук: со сложенными ладонями, прижатыми к. животу (рис. 12); руки лежат на коленях (рис. 13, 14).

Рис. 11-14 (12К)

в) Поза «Гуаньинь»

Положение тела в позе «Гуаньинь» аналогична позам «два дракона обвивают корень» за исключением положения рук, которые располагаются перед грудью, как и при «стоянии столбом» в позе «мальчик молится Будде» (рис. 15, 16).

г) Поза «пять точек направлены к небу»

Сядьте на ровную поверхность, можно на пол или на кровать. Положение верхней части тела аналогично позе «два дракона обвивают корень». Скрестите ноги так, чтобы подъем левой ступни лежал на правом бедре, а подъем правой ступни на левом бедре (для мужчин). Положение ног для женщин обратно вышеописанному. Наложите правую кисть на левую или наоборот и поднесите руки к нижней части живота большими пальцами наружу, ладонями вверх (рис. 17). Другой вариант предусматривает положение рук на коленях (рис. 18).

д) Поза «сидение на пятках»

Выпрямите корпус, положение рук и тела как в позе «сидение на горе». Поставьте ноги вплотную друг к другу, сведите колени вместе и опустите их на пол. Встав на колени, поверните ступни ног подошвой вверх подъемом вниз и скрестите голени, поместив правую голень на левую (для женщин положение ног обратно описанному). Ягодицы опустите на икры ног и пятки (рис. 19).

Рис. 15-19 (13К)

(3) Положение лежа

Положение лежа рекомендуется для занятий цигун крайне ослабленным больным и в случаях сильного утомления. Такое положение способствует более быстрой активизации энергетических каналов, однако усложняет контроль за движением ци. Тем не менее это единственное возможное положение при ограниченной подвижности нижней части тела.

а) «Естественная поза лежа на спине»

Лягте на кровать на спину, выпрямитесь, голову положите на подушку так, чтобы было удобно, расслабьтесь. Дышите ровно. Ноги естественно вытянуты, руки вытянуты вдоль туловища. Расслабьте кисти, выпрямите пальцы, ладони поверните вверх или внутрь, пятки сведите вместе. Носки ног естественно разведены, на лице легкая улыбка. Глаза слегка прикройте, оставив узкую щелочку (рис. 20).

б) Поза «лежа на спине с давлением на пупок»

Примите «естественную позу лежа на спине», руки положите на живот так, чтобы правая кисть покрывала левую (для женщин положение рук обратно описанному), а центр левой ладони находился точно на пупке (рис. 21).

в) Поза «лежа на спине, заткнув уши»

Примите «естественную позу лежа на спине», согните руки и поднимите к голове, указательными пальцами заткните уши. Слегка разведите колени так, чтобы подошвы ног оказались повернутыми друг к другу (рис, 22).

г) Поза «лежа на боку»

Лягте на кровать на бок, лучше на правый. Голову немного наклоните вперед и отрегулируйте высоту положения головы с помощью подушки, расслабьтесь. Допускается небольшое сгибание корпуса в пояснице. Правую ногу вытяните, а левую, согнув в колене под углом приблизительно 120, положите на внутреннюю поверхность правой ноги. Левую руку вытяните вдоль левого бока до бедра, расслабьте и раскройте кисть, повернув ее ладонью вниз. Правую руку согните и положите ладонью вверх на подушку на уровне макушки на расстоянии около двух кулаков, раскройте ладонь, чтобы было удобно (рис. 23). Со стороны фигура лежащего таким образом человека напоминает стрелковый лук. Поэтому у древних было такое изречение: «Стоять подобно сосне, сидеть подобно колоколу, лежать подобно луку».

Рис. 20-23 (13К)

(4) Положение тела в движении

Упражнения, выполняемые в движении, еще называют «методом выполнения упражнений в ходьбе». Этот метод доступен, легко выполняется и более эффективен по сравнению с другими положениями тела для «прочищения» энергетических каналов и обеспечения нормальной циркуляции ци и крови.

а) Ходьба «три начала сливаются воедино»

Примите естественную позу стоя, сосредоточьте внимание на даньтяне (низ живота). Добившись ощущения тепла в даньтяне, медленно начинайте ходьбу. Идите свободно, как во время прогулки. На вдохе делайте шаг левой ногой и мысленно сопровождайте движение ци из точки байхуэй в даньтянь. Затем сделайте шаг правой ногой, осуществляя мысленное перемещение ци из даньтяня в точку юнцюань на подошве правой ступни и «захватывая» скрытым усилием землю пальцами правой ноги. Это движение сопровождается выдохом. Упражнение направлено на восприятие «субстанции небесного ян» и должно выполняться 36 раз. Затем упражнение повторяется с переменой ног. Главное требование, которого следует придерживаться во время выполнения этого упражнения, — медленная неторопливая ходьба. Совершенное владение этим упражнением обеспечивает естественное проникновение «небесного эликсира» в организм через точку байхуэй на голове и ее слияние с инь-ци земли через точки юнцюань на ступнях ног (рис. 24).

б) Ходьба «двойное инь»

Овладев ходьбой «три начала сливаются воедино», можно переходить к ходьбе «двойное инь», для чего следует вернуться к «стоянию столбом» в позе «инь-ян». Делается это следующим образом. На вдохе мысленно сопровождайте инь-ци земли, «набираемую» через точку юнцюань на ступне левой ноги и поступающую в даньтянь. Сделайте выдох, выполнив шаг правой ногой и мысленно сопровождая инь-ци земли из даньтяня через точку юнцюань обратно в землю. Затем вновь сделайте шаг левой ногой и продолжайте выполнение упражнения. Упражнение выполняется 81 раз. Затем, поменяв ноги, повторите все сначала (рис. 25).

Рис. 24-25 (10К)

Опыт автора и почти десяти тысяч учеников свидетельствует о том, что описанные в пунктах а) и б) методы ходьбы способны быстро вызвать слияние инь-ци и ян-ци, что в свою очередь дает заметный терапевтический эффект при таких симптомах, как ломота и слабость в пояснице и коленях, ночное семяистечение, вялость полового члена и гиперактивность ян печени (например, при гипертонии), а также способствует успешному овладению «боевыми» комплексами «железная нога» и «железная промежность».

в) Ходьба «куриная лапа»

Этот способ ходьбы является эффективным средством против бессонницы и заболеваний, связанных с «избыточностью» в верхней части тела и «недостаточностью» в нижней. Встаньте неподвижно и сосредоточьтесь. Начинайте медленную ходьбу легким, расслабленным и естественным шагом. На вдохе резко и высоко поднимите бедро, как будто распрямилась пружина, пальцы ног должны быть согнуты. На мгновение зафиксируйте ногу и задержите дыхание. Затем, на выдохе, как можно легче и медленнее опустите ногу на землю. При такой ходьбе не следует стремиться делать одинаковые шаги, они могут быть длиннее или короче, главное, чтобы вы испытывали естественное удовольствие от этого упражнения. Корпус и голова должны легко покачиваться, но не отклоняться в стороны. Такая ходьба напоминает походку беззаботно прогуливающейся и наслаждающейся жизнью курицы.

2. Способы расслабления

Понятие «расслабленность» (сун) означает расслабление тела, заключающееся в естественном расслаблении мышц, сухожилий, соединительных тканей, суставов и всех внутренних органов, в приведении их в спокойное состояние «ненапряжения». Однако «расслабление» не должно быть безвольным, без внутренней собранности, как это бывает во время крепкого сна, «Расслабление» должно сопровождаться «напряжением», но без «одеревенения». Предпосылкой расслабления тела является успокоение сознания. Без этого практически невозможно до конца расслабиться, ведь состояния «расслабления» и «покоя» тесно связаны и определяют одно другое.

Сознательное расслабление обычно достигается путем расслабления семи частей тела: головы и шеи, груди и спины (включая плечи), поясницы и таза (включая живот и промежность), локтей и запястий, ладоней и пальцев, коленей и лодыжек, ступней и пальцев ног. Наиболее важным при этом считается расслабление поясницы и таза, включая живот и промежность. Ниже остановимся на пяти наиболее простых способах расслабления.

a) «Последовательное расслабление»

Закончив приготовления к занятиям, закройте глаза, сосредоточьтесь и мысленно дайте себе команду «расслабиться». Мысленно сопровождайте расслабление семи частей тела в последовательности, приведенной выше, предваряя переход к каждой следующей части тела командой «расслабиться». Помните, что расслабление должно осуществляться сверху вниз: сначала голова и шея, затем грудь и спина, поясница и таз, локти и запястья и так далее. Во время расслабления рекомендуется мысленно представить, что «чистая небесная ци» поступает в организм через макушку. Это усиливает эффективность расслабления и является отличным способом понижения кровяного давления.

б) Расслабление «сочленения — отверстия»

Все части и отделы тела человека состоят из трех «сочленений». Руки состоят из запястья — «верхушка», локтя — «среднее сочленение» и плеча — «корень». Три «сочленения» ног — это лодыжка — «верхушка», колено — «среднее сочленение» и тазобедренная часть — «корень». Корпус состоит из головы — «верхушка», грудного отдела — «среднее сочленение» и живота — «корень».

Каждому из «сочленений» на теле соответствует определенное «отверстие». На руках — это точка лаогун — «верхушечное отверстие», точка цюйчжи — «отверстие среднего сочленения», точка цзяньцзин — «коренное отверстие», на ногах — это точка юнцюань — «верхушечное отверстие», точка янминцюань — «отверстие среднего сочленения» и точка хуаньтяо — «коренное отверстие»; на корпусе — это точка иньтан — «верхушечное отверстие», точка шаньчжун — «отверстие среднего сочленения» и точка шэньцюэ — «коренное отверстие».

Перед началом занятий общее расслабление достигается путем поэтапного расслабления каждого «сочленения» и «отверстия» в порядке, определенном для «последовательного расслабления». При этом следует обращать особое внимание на расслабление «пятнадцати отверстий», поскольку они через энергетические каналы непосредственно связаны с внутренними органами. Так называемые «пятнадцать отверстий» — обобщенное название акупунктурных точек на руках, ногах и корпусе. Они не имеют ничего общего с распространенным понятием «девять отверстий» (уши, нос, рот, глаза и два отверстия в нижней части тела). Если «пятнадцать отверстий» будут плотно закрыты, это отрицательно отразится на циркуляции ци и крови и соответственно на функциях внутренних органов, что затрудняет получение положительных результатов во время занятий.

Все «пятнадцать отверстий» имеют определенное назначение. Так, если говорить о «верхушечных отверстиях» — лаогун, юнцюань и иньтан, — то они выступают в роли «ворот», через которые в организм поступает ци. «Коренные отверстия» выступают в роли «хранилища ци» (точка шэньцюэ), где накапливается ци, и в роли связующих звеньев, соединяющих «верхушечные отверстия» с важнейшими «заставами», через которые проходит ци в организме человека (точка цзяньцзин и хуаньтяо). Роль же «отверстий средних сочленений» состоит в том, что они выступают в качестве «клапанов», регулирующих движение ци вверх и вниз. За счет сосредоточения внимания на одном из «отверстий» можно добиться направленного поступления ци в эту точку. Таким образом, последовательно сосредоточиваясь на каждом из «пятнадцати отверстий», можно обеспечить их полную проходимость, а значит, и бесперебойную связь всех энергетических каналов. Это способствует беспрепятственной циркуляции ци и крови, регулированию функций внутренних органов, достижению такого состояния, когда «инь уравновешено, а ян скрыто», что является условием «внутреннего оздоровления» и «внешней сопротивляемости».

в) Расслабление с мысленным произнесением слов

Этот способ расслабления схож с методом дыхания, когда расслабление тела достигается за счет повторения про себя тех или иных слов, фраз. Например, произнося слова «покой», «расслабление», надо одновременно «успокоить мысли», расслабить тело. На вдохе рекомендуется произносить слово «покой», на выдохе — слово «расслабление», сопровождая «мыслью» расслабление тела сверху вниз. Для расслабления можно рекомендовать и такую формулу: «Тело расслаблено, настроение приподнятое, душа парит в ожидании чуда».

г) «Естественное расслабление»

Приняв соответствующую позу для выполнения упражнения, одновременно расслабьте все тело. Несмотря на видимую легкость этого способа, начинающие обычно выпускают из внимания ту или иную часть тела, что является серьезной ошибкой.

д) «Трехстороннее расслабление»

Этот способ заключается в постепенном расслаблении тела с головы до ног по трем линиям. Расслабление осуществляется последовательно по линиям, проходящим по передней, задней сторонам тела и по бокам.

Первая сторона (поверхность тела спереди). Сначала расслабьте мышцы головы, начиная с точки байхуэй, затем расслабьте последовательно лицо, горло, грудь, живот, передние поверхности бедер, голеней, подъемы стоп, пальцы ног. После короткой паузы для отдыха начните расслабление сначала, как описано выше. Проделайте это трижды.

Вторая сторона (поверхность тела сзади). Начните расслабление с точки байхуэй на голове, затем последовательно расслабляйте затылок, шею, спину, поясницу, ягодицы, задние поверхности бедер, задние поверхности голеней, пятки, подошвы ног. Проделайте это трижды.

Третья сторона (боковые поверхности тела). Расслабление, как и в двух предыдущих случаях, начинайте с точки байхуэй. Затем последовательно расслабляйте виски, боковые поверхности шеи, плечи, руки от плеч до локтей, локти, предплечья, тыльные стороны кистей, ладони, пальцы рук. Проделайте это трижды.

В процессе занятий цигун определяющим моментом для правильного «регулирования тела» является расслабление ключевых участков: областей точки иньтан, точки хуэйинь (промежности) и плеч, без расслабления которых невозможно достижение состояния полного расслабления всего тела. Непременными условиями расслабления также являются: «единство тела и сердца» (тела и сознания), хорошее расположение духа, ощущение комфорта. На лице должна играть улыбка, даже не улыбка в обычном понимании, а едва заметное предвкушение сладкой непринужденной улыбки безмятежного счастья, исходящего из глубины сердца. Такое выражение лица имеет большое значение: во-первых, этим достигается естественное расслабление мышц лица, ощущение комфорта; во-вторых, облегчается процесс погружения в состояние покоя; в-третьих, становится возможным естественное легкое касание верхнего нёба кончиком языка, что в свою очередь способствует взаимному сдерживанию инь и ян.

Завершая обсуждение вопросов, связанных с «регулированием сознания», «регулированием дыхания» и «регулированием тела», следует подчеркнуть, что все три фактора неразрывно связаны между собой, влияют друг на друга, каждый из них обусловливает два других. Каждое занятие цигун, по сути, заключается в сочетании и использовании всех трех факторов. Положение тела, позы способствуют сосредоточению внимания, сбалансированности дыхания; сосредоточение внимания является непременным условием расслабления и ровного бесперебойного дыхания; мягкое дыхание в свою очередь способствует сосредоточению внимания и расслаблению тела. Тем не менее один из трех факторов все же имеет приоритет — это «регулирование сознания», поскольку только с помощью сознания занимающемуся может открыться глубинный смысл цигун. В противном случае он будет подобен слепцу, блуждающему в потемках, и ему ни за что не найти желанную крупицу золота в массе песка.

Перевод С.Сергеева


"Цигун и спорт" № 4, 5-6 1993 г., № 1 1994 г.

home

Используются технологии uCoz